Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 05:05

Главная » 2021 » Январь » 22 » Провести ревизию соцподдержки
14:01
Провести ревизию соцподдержки

Счетная палата предложила Минтруду провести ревизию мер социальной поддержки и подумать над дополнительными адресными выплатами нуждающимся. Это должно помочь миллионам людей выбраться из бедности

В 2018 году президент поставил цель к 2024 году снизить уровень бедности с 13,2 до 6,6% (это доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), в 2020 году этот срок отнесен к 2030 году. Бедность сокращалась последние годы, пока не началась пандемия. Но и без нее цели не удалось бы достичь с имевшимся арсеналом средств, считает Счетная палата.

Самыми результативными мерами, по оценке Счетной палаты, стали введенные в прошлом году пособия на детей до 3 лет и от 3 до 7 лет: они прямо направлены на малоимущих и снижают уровень бедности сразу на 2 процентных пункта. С 2021 года эффект пособий на детей от 3 до 7 лет будет еще выше, поскольку они увеличиваются вдвое для семей, которые остаются за чертой бедности и после получения выплат в обычном размере.

Но в целом меры соцподдержки не имеют четкого фокуса на людей за чертой бедности, указывает Счетная палата. Так, в 2014-2018 годах около 20% из них вообще не получали никаких выплат, говорится в докладе Счетной палаты.

Помимо недостатка адресности, Счетная палата считает слабой доказательную базу политики по снижению бедности - эффект от многих мер не просчитывается. Нет и документа с общей логикой действий (вроде нацпроекта). Ведомство рекомендовало Минтруду определить критерии получения мер соцподдержки, их «счетный» вклад в снижение бедности или повышение доходов. Новые и измененные меры должны быть направлены в первую очередь на малоимущих.

Оценивать нуждаемость Счетная палата предлагает не только по доходам, но и по другим критериям благосостояния (например, наличию недвижимости). Для этого, по ее мнению, нужна Единая государственная информационная система социального обеспечения, которая должна превратиться в так называемый  социальный реестр населения.

Как отметили в Минтруде, подобная система уже есть, она более известна как социальное казначейство. Благодаря его внедрению можно проактивно предлагать помощь гражданину в зависимости от его обстоятельств (рождение ребенка, установление инвалидности, потеря работы) и повышать адресность мер поддержки. Минтруд также подчеркивает, что эффективность и адресность соцподдержки возрастет с 2021 года, когда существенно расширятся возможности социального контракта, а наиболее нуждающимся семьям будут увеличены выплаты на детей от 3 до 7 лет.

По данным минэкономразвития, в 2020 году реальные доходы упали на 3%, в 2021-м вырастут на те же 3%, а затем будут расти на 2,4-2,5%. «Многолетняя стагнация реальных доходов россиян, сопровождающаяся высоким уровнем неравенства в стране, создает риски снижения доверия к государству и роста недовольства в обществе», - отмечается в докладе «Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития», подготовленном в институте «Центр развития» Научно исследовательского университета Высшей школы экономики. - Справедливым, говорится в докладе, россияне считают экономический рост, который создается за счет включенности всего трудоспособного населения и в рамках которого материальные и нематериальные блага распределяются в интересах всех членов общества».

Падение доходов во многом вызывается безработицей. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), доля работающих по найму сократилась с 27% до 24, а доля считающих себя безработными выросла с 4 до 6%. Те же, кто сохранил работу, все чаще говорят о снижении зарплат и все реже - об уходе в отпуск. Ожидать материальной помощи от работодателей, которые несут убытки, сейчас не приходится. Даже угроза административной и уголовной ответственности не заставит владельцев небольших компаний оплачивать простой.

По официальной статистике, в структуре денежных доходов населения наибольшую долю (около 60%) занимает зарплата. Следом идут социальные выплаты, в том числе пенсии и стипендии (19%), а также прочие денежные поступления, куда входят и теневые доходы (12,4%). На долю доходов от предпринимательской деятельности приходится 6,1%, на доходы от собственности - 4,4%. Спад экономической активности отразился на всех источниках доходов.

Согласно исследованиям, российской семье из трех человек, в которой двое работают, для «нормальной жизни» нужно в среднем 85,7 тыс. руб. в месяц. На 60 тыс. руб. в месяц согласны 22% россиян. Почти столько же (21%) назвали желаемый семейный доход в 90-120 тыс. руб. Чуть менее 20 процентов респондентов сочли достаточным бюджет в 45-60 тыс. руб., а доход от 20 тыс. до 30 тыс. руб. устроил бы 4 процента респондентов. Интересно сравнить эти данные с «докоронавирусными» представлениями россиян о «справедливом» минимальном размере зарплаты. В декабре 2019 года треть из них считала, что это должно быть 40-50 тыс. руб., пятая часть опрошенных была согласна на 30-40 тыс. руб., каждый десятый полагал достаточным 21-30 тыс. руб. Опрос проводился Общественной палатой в рамках исследования «Социальное неравенство в современном российском обществе и пути его преодоления». Согласно опросу, с несправедливостью из-за разницы в доходах сталкиваются 60 процентов граждан, неравенство в доступе к качественным медицинским услугам испытывает половина опрошенных, 38 процентов пожаловались на территориальное неравенство. На вопрос, чем можно снизить неравенство, 97 процентов респондентов дали ответ: «дополнительными усилиями государства».

По основному показателю (справедливая минимальная зарплата) результаты исследования, проведенного Общественной палатой, близки к официальной статистике. Так, по данным Росстата, минимальный доход, необходимый средней российской семье - 58,5 тыс. руб. Столько требуется ей, чтобы свести концы с концами.

Одновременно с этим Росстат констатирует: в России сокращается неравенство по зарплатам. Разрыв между самой низкой и самой высокой уменьшился до 13-кратной величины. В 2013 году это соотношение составляло 15,8 раза, в 2009-м - 14,7. Снижение неравенства в вознаграждении за труд - результат повышения МРОТ, зарплат бюджетников и развития ряда отраслей производства.

Предложения Счетной палаты призваны помочь правительству более системно посмотреть на действующие механизмы достижения национальных целей и повысить их эффективность. Например, адресная помощь могла бы существенно снизить бедность, так как она позволяет охватить больший круг людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Безусловно, роль экономического роста тоже никто не отменял.

Людмила ИВАНОВА

Категория: Передовица | Просмотров: 364 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика