Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.07.2018, 08:01

Главная » 2012 » Ноябрь » 30 » Путевка в жизнь
12:00
Путевка в жизнь
В советскую эпоху, благодаря одноименному фильму, возникло выражение «Путевка в жизнь», которое впоследствии стало употребляться, когда речь заходила о молодежи и о прекрасном будущем, которое их ждало. Ведь в те времена молодые люди имели полное представление, что за порогом школы их ждет или вуз, или техникум, или профессиональное училище
Сегодня, к сожалению, таких ясных горизонтов уже нет 
- все спуталось в образовательном процессе. И поэтому островок, если так можно выразиться, стабильности и уверенности, который находится в Вечерней (сменной) общеобразовательной школе №34, поистине настраивает на позитивный лад. В этой школе учится молодежь, которую принято называть ограниченной в своих физических возможностях, в основном, это - инвалиды по слуху, но есть и ученики с другими категориями инвалидности.
О школе №34 мы уже писали несколько лет назад. Для тех, кто не читал тот материал, хотим в нескольких словах напомнить о том, как создавалась эта, в определенном смысле уникальная, школа.
Появилась она в 1943 году как школа по ликвидации неграмотности среди глухих. В 1963 году школа получила свой порядковый номер 34, а в 1976 переехала в благоустроенное здание в центре Казани, где пребывает и по сей день.
А пришли мы на этот раз в школу по особому случаю: в ноябре здесь прошел межрегиональный научно-практический семинар на тему «Соединение общего среднего и начального профессионального образования как условие успешной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе».
Впрочем, лучшего места для такого семинара, наверное, трудно было бы найти. Ведь главная цель этой школы - дать своим подопечным не только хорошее образование и способность адаптироваться в так называемом здоровом обществе, но и выйти из стен школы, имея в руках профессию. И не просто профессию, а ту, которая востребована на рынке труда.
Бессменный в течение многих лет заместитель директора по учебной работе, дефектолог и сурдопереводчик Зоя Шарафеева так и сказала: «Наша главная задача, чтобы наши выпускники чувствовали себя полноценными гражданами и не были обузой для государства». Конечно, она работает в тесном контакте с директором школы Асией Габбасовой, ведь мало иметь прекрасные методики, нужны еще условия и возможности для получения самих знаний.
А для этого в школе есть 11 удобных классных комнат, как сказала в начале работы семинара Асия Талгатовна, в которых обучаются 121 человек, среди которых 97 инвалидов по слуху и 24 - по общему заболеванию. А всего - 14 классов: 12 очных и два заочных. Есть в школе современный кабинет со звукоусиливающей аппаратурой, используются мультимедийные средства и их программное обеспечение.
В школе работают 14 учителей, и все они, как один, опытные педагоги, имеющие практически ту или иную категорию мастерства. И поэтому не удивительно, что именно на базе этой школы проводятся круглые столы, на которых учителя республики, работающие с детьми-инвалидами, обмениваются опытом. Учителя школы не стоят на месте, а постоянно развиваются, чтобы сделать процесс обучения максимально доступным.
Используются современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные развивающего и опережающего обучения, здоровьесберегающие и игровые технологии, и принцип не навредить здоровью свято здесь соблюдается. Каждый урок, учитывая специфику учеников, сопровождается большим количеством наглядных пособий, как общих, так и индивидуальных. А помогает вести уроки сурдопереводчик.
Но не только учебой заполнена жизнь учеников. В школе есть много кружков по интересам: жестовое пенье, шахматно-шашечный, по вязанию, краеведению и фотоделу. Что касается спорта, то самым популярным является минифутбол, которым ученики занимаются в спорткомплексе «Строитель», и, к слову сказать, юноши школы являются членами сборной команды республики по минифутболу среди инвалидов.
Но, как говорится, общее образование и спорт это хорошо, но во взрослой жизни нужна профессия. И здесь начинается самое интересное. Для того чтобы юноши могли без отрыва от основной учебы получить профессию, школа заключила договоры с несколькими образовательными учреждениями, начиная от профтехучилищ и до вузов.
И профессии, как мы уже говорили, выбирались не только по доступности, но и по спросу на рынке труда. Например, строительный коллежд готовит переплетчиков-брошюровщиков и лепщиков архитектурных деталей, профессиональный лицей №36 - вязальщиц, колледж малого бизнеса и предпринимательства - хлебопеков-кондитеров.
Что касается высшего образования, то здесь есть приятные подвижки. Помимо ТИСБИ, выпускники школы могут получить высшее образование в бывшем КАИ и современном КНИТУ, который принимает людей с ограниченными возможностями уже второй год и дает профессию радиоэлектроника.
В техническом университете созданы прекрасные условия для обучения инвалидов по слуху. Есть и сурдопереводчик, и звукоусиливающая аппаратура, и компьютер на каждом рабочем столе. Есть общежитие, что немаловажно для студентов, которые приезжают из разных уголков республики, а также гарантированная стипендия. Более того, им обещают работу на казанских заводах: авиационном или вертолетном. Вот на такой хорошей площадке и проходил очередной научный семинар.
Маргарита Реут, доцент кафедры специальной дефектологии образования Московского социального гуманитарного института, а в прошлом сама преподаватель этой школы, конечно, была в числе участников семинара. В этом институте, филиал которого есть и в Казани, учатся преподаватели, работающие в школах для инвалидов по слуху. Современные требования к квалификации педагога, работающего с инвалидами по слуху требуют переподготовки в области логопедии и сурдопедагогики.
На семинар собрались учителя из профильных школ многих районов не только республики, но и России. Это Марийская республика, Кировская область, города Бугульма, Советск, Пермь, Киров. Организаторы научного события совместили по времени и защиту дипломов сурдопедагога в казанском филиале, и практический обмен опытом с коллегами.
Василий Шведчиков, директор Елабужской школы для детей-инвалидов по слуху, также приехал в Казань за опытом. Он работает в этой школе всего два года, хотя в системе общего образования - больше 25 лет. «Я был директором в общеобразовательной школе, - рассказывает Василий Федорович, - в которой учились 1800 детей. В этой у меня всего 58, но это совсем не значит, что мне стало проще. Поэтому приходится учиться.
Мы с учителями нашей школы получаем дополнительную профессию сурдопедагога. У нас очень хороший коллектив, потому что все, у кого не получилось, уходят уже через год. Остаются только преданные своему делу. Кстати, у нас много кружков по дополнительному образованию и очень популярна греко-римская борьба. Наши ученики участвуют в чемпионатах даже российского уровня, и это не удивительно, так как у нас уже трое кандидатов в мастера спорта».
А пока суть, да дело, семинар перешел в свою практическую стадию. Учителя школы демонстрировали на экране свои новые наработки, выступали преподаватели образовательных учреждений, в которых школьники осваивали свои профессии. А будущие кондитеры даже на глазах у зрителей украсили пирожные, которые сами и испекли. Стены же зала, где проходил семинар, украшали красивые вязаные изделия и, как говорится, разные архитектурные излишества, созданные руками будущих мастеров лепки.
Кстати и кондитеры, и лепщики сегодня очень востребованы. Например, уже несколько выпускников работают в магазинах «Бехетле», и им нравится. Там и платят хорошо, и кормят три раза в день. Наш город, который находится в затянувшемся ремонте, требует все больше строителей, в том числе и строителей -реставраторов, на которых учатся многие ученики школы.
Вот так, в деловой и дружеской обстановке прошла очередная встреча единомышленников, для которых главной задачей является возможность дать людям с ограниченными возможностями полноценную путевку в жизнь.
Миляуша САЛИМЗЯНОВА
Категория: Инвалид и общество | Просмотров: 780 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2018
Яндекс.Метрика