Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.07.2024, 09:41

Главная » 2011 » Апрель » 8 » Ракетный двигатель создавался в Казани
12:43
Ракетный двигатель создавался в Казани
Прошло полвека с тех пор, как наша страна стала родиной первого космонавта Земли. Об этом сказано немало. Но постоянно за кадром остается тот факт, что рождение двигателя первой советской ракеты средней дальности началось в секретных КБ Казани еще в годы Великой Отечественной войны
Не случайно эта ракета Р-1 получила родное для каждого россиянина имя - «Волга». Справедливо ли, что об этом не знают ни в России, ни в самом Татарстане?  Вспомнить об этом заставил снимок в Интернете, на котором представлен двигатель первой ракеты С.П.Королева 8ж38, спасенный одним из казанцев от  переплавки и приютившийся около сарая на окраине города. Ценнейший экспонат космической эпохи мог бесследно исчезнуть.
Давно уже не секрет, что студенты КАИ на кафедре специальных двигателей до сих пор изучают ценные трофеи времен войны: деталь двигателя Вернера фон Брауна, его «сердечный клапан» с клеймом, заводскими номерами заводов V и фашистскими орлами и действующий стенд, показывающий работу пневмогидравлической системы ракеты V-2. Остается надеяться, что хотя бы их не ожидает участь упомянутого выше двигателя Р-1 и они станут экспонатами Национального  музея  РТ.
Почему они так важны для написания славной биографии одного из  научных центров России - Казани?
В апреле 1945 года советские войска захватили десятки ракет V-2, а также  и предприятия, изготавливающие узлы и агрегаты для них. Для изучения трофеев и их документации были собраны лучшие специалисты.
Да, приходится признать: в то время, когда самым грозным оружием Красной армии считались боевые машины реактивной артиллерии БМ-31 («Катюша»), снаряды которых уносили по десятку килограммов  взрывчатки на десяток километров, в  Германии уже  были ракеты средней дальности. Летом 1944 года фашисты начали обстрел Англии баллистическими ракетами V-2. Каждая из нескольких тысяч ракет со скоростью звука донесла по тонне взрывчатки более чем на 300 км. И продолжалось это до 22 марта 1945 года, пока не были разгромлены стартовые площадки на базе Пенемюнде и в других местах. (Кстати, к этому имел непосредственное отношение и улетевший с упомянутой ракетной базы пленный летчик из Казани М.П.Девятаев. Но это отдельная история.)
Будущий создатель советских ракет  С.П.Королев лишь в ноябре 1942 года по просьбе  конструктора ракетных двигателей  В.П.Глушко переведен в спецтюрьму ОКБ-16 при Казанском авиамоторном заводе. Здесь Глушко с 1940 года  разрабатывал жидкостный реактивный двигатель РД-1 для установки на самолеты в качестве ускорителя полета.
Королеву поручили разработать конструкцию установки двигателя на Пе-2. В июле 1944 года Глушко, Королева и еще семерых специалистов, работавших по созданию РД-1, освободили  со снятием судимости. Но они продолжали работать в Казани: Глушко назначен в декабре 1944  года  главным конструктором  ОКБ реактивных двигателей (ОКБ-РД) на заводе №16, а Королев - его замом по реактивной установке.
В мае 1945 года вышел приказ Наркомата авиационной промышленности СССР о создании в КАИ первой в стране кафедры ракетных двигателей во главе с Глушко. Преподавали на кафедре сотрудники ОКБ-СД: профессор Жирицкий, старшие преподаватели Королев, Севрук, Брагин. В сентябре 1945 года  за успешную  разработку двигателя РД-1 и конструкции его установки на самолеты  Глушко награжден орденом Трудового Красного Знамени, а Королев - орденом «Знак Почета».
Первые конкретные сведения о двигателе немецкой ракеты А-4 (V-2) в ОКБ-РД в Казани (ныне - ОАО «НПО  Энергомаш  им. академика В.П.Глушко») были получены весной 1945 года. Первой в Германию выехала группа испытателей  из Казани во главе с В.Л.Шабранским, занимавшимся в ОКБ-РД стендовыми огневыми испытаниями двигателя РД-1. Так казанские конструкторы начали работу над первой советской ракетой.
Почему именно в Казани создано в годы войны Конструкторское бюро по разработке жидкостных ракетных двигателей? Прежде всего, потому,  что в столице Татарии был не только завод, серийно производивший поршневые авиадвигатели, но и потому, что здесь в 1932 году открылось высшее авиационное учебное заведение  -  КАИ. Именно поэтому в Казань послали группу репрессированных ученых, среди которых были и специалисты по жидкостным  ракетным  двигателям. Так в 1939 году приехал в Казань В.П.Глушко, который с  единомышленниками  продолжил дело, начатое в 1929 году в Ленинградской газодинамической  лаборатории. Важным фактором было и то, что в годы войны  Казань оказалась в тылу, сюда эвакуировали авиационные заводы из Москвы и Воронежа.
На заводе №16 (сейчас Казанское моторостроительное производственное объединение) был организован отдел №28 системы Наркомата внутренних дел. В нем еще до войны велись исследования по разработке воздушно-реактивных и газотурбинных двигателей. Руководил ими Б.С.Стечкин, отбывавший срок наказания в «шарашке». Стечкин спроектировал ускоритель, но не ракетный, а пульсирующий, использующий кислород атмосферы. Подобный двигатель немцы поставили на самолеты-снаряды V-1, но стечкинский был  совершеннее.
Когда  Стечкина после освобождения направили в Москву, его сменил   В.П.Глушко.  Здесь  же работали А.Д.Чаромский, Г.С.Жирицкий, М.С.Млынарж и другие. Основным достижением  КБ  Глушко стало создание и обеспечение серийного производства азотнокислотных жидкостных ракетных двигателей РД-1 и РД1-ХЗ для установки на самолеты.
В Казани известно точное место, где начались работы над созданием ракетных двигателей. Цех размещался на территории 16 моторного завода. Там  сейчас находится автомобильная стоянка между КМПО и КАПО им.Горбунова. Создатели двигателей  сидели  на территории нынешнего КАПО, а работать ходили на территорию  КМПО в сопровождении часового.
Думается, пора уже на этом месте поставить достойный памятный знак.
Подробнее узнать обо всех этих событиях и ракете Р-1 «Волга», посмотреть  кадры кинохроники, видеоинтервью  очевидцев вы можете в Музее-мемориале Великой Отечественной войны Национального музея РТ, который находится в Казанском Кремле.
Михаил ЧЕРЕПАНОВ, заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны
в Казанском Кремле
Категория: Интересные люди | Просмотров: 2701 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика