С 1 сентября
планируется включить в школьную программу новый предмет «Основы
религиозных культур и светской этики»
Напомним, в начале февраля Правительство утвердило план мероприятий,
согласно которому с января по март включительно школьники и родители должны
были определиться с выбором учебного модуля. Их в новом предмете шесть:
православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых
религиозных культур и светская этика. Апробация, которая велась в течение двух
лет в 21 регионе России, показала: школы и родители готовы к введению «Основ
религиозных культур и светской этики» в штатном режиме.
Еще на этапе апробации большинство учащихся выбирали основы
светской этики, потом по популярности шли основы православия, на третьем месте
- основы мировых религий. Дальше по убывающей - ислам, буддизм и иудаизм.
Сейчас ситуация такая же: светская этика - около 41 процента, православие -
почти треть, мировые религиозные культуры - чуть больше 20 процентов, ислам - 5,6
процента, буддизм - 1,2 процента, иудаизм - 0,1 процент.
Большинство родителей признали, что новый предмет полезен.
Более 60 процентов взрослых уверенно говорят, что стали ближе общаться с
детьми, что дети стали охотнее обсуждать с родителями то, что происходит в
школе.
Несмотря на то, что по задумке авторов курса он должен
воспитывать толерантность к другим культурам и направлен на то, чтобы дети
одной веры могли узнать о традициях других религий, большинство все-таки
выбрали модуль именно своей «родной» религии. Об этом с тревогой говорили на
недавнем заседании члены Общественного совета при Минобрнауки. К мнению
прислушались, и теперь в программе нового предмета прописано, что в начале и в
конце изучения любого модуля обязателен совместный урок для всего класса, чтобы
дети могли обменяться мнениями.
Будут или нет ставить оценки за изучение нового предмета -
вопрос до конца не решенный.
С введением нового предмета в обязательную школьную
программу работа над ним не закончится. Будут обсуждаться варианты того, как
преподавать его в более старших классах. Сомнений в том, что это делать
нужно, у чиновников Минобразования нет,
другое дело - в каком виде предмет появится в основной и старшей школе: может
быть, в рамках курса «Мировая художественная культура», может быть, в рамках
курса литературы или истории. Точка здесь еще не поставлена.
Ну и конечно, один из основных вопросов, над которым тоже
будут работать - нехватка учителей, особенно - в небольших сельских школах.
Ведь в идеале в каждой школе должны появиться шесть разных педагогов, чтобы
даже пара человек, решивших изучать, допустим, буддизм, не осталась «за
кормой».
Там где мало учителей - планируют использовать возможности
дистанционного образования. Так же в планах министерства - разработка отдельных
программ бакалавриата для педвузов, чтобы готовить учителей нового предмета,
что называется, капитально.
|