Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 05.08.2021, 05:30

Главная » 2014 » Июнь » 6 » Решили сэкономить на глухих
13:40
Решили сэкономить на глухих

Угроза закрытия нависла над Казанским учебно-исследовательским и методическим центром для людей с ограниченными возможностями здоровьяпо слуху при КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева. Администрация вуза пришла к выводу, что глухих людей обучать невыгодно, ведь на это требуется в 1,5-2 раза больше материальных затрат, нежели на обучение обычных студентов

 И это сегодня, когда словосочетание «доступная среда» стало привычным и «устойчивым», и стоят за ним не только пандусы, подъемники, светящиеся табло и таблички со шрифтом Брайля, а прежде всего доступные интеллектуальные возможности: получение достойного образования, самореализация, возможность стать нужным своей стране, своему государству, то есть полноценной единицей общества.
В 2010 году ученый совет университета, возглавляемый ректором профессором  Ю.Ф.Гортышевым, принял решение об открытии центра, позволяющего ребятам с инвалидностью по слуху получить высшее техническое образование. В этот важнейший государственный проект было вложено около 20 миллионов рублей. 
Возглавил центр один из ведущих в России специалистов в области акустики и акустических систем профессор, доктором технических наук Анатолий Васильевич Кочергин. Заведующим главной кафедрой центра - кафедрой Специальных технологий в образовании стал профессор, доктор технических наук Григорий Иванович Павлов. Всего в штате нашей кафедры 14 преподавателей, из которых четыре доктора наук, девять кандидатов наук, из которых три профессора и семь доцентов, а также высокопрофессиональные сурдопереводчики, имеющие огромный опыт работы.
Перед центром стояла важная задача - вооружить ребят достойными профессиями по трем направлениям: «Радиотехника», «Материаловедение и технологии материалов», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», научить их жить и работать в коллективе со слышащими, разбудить в них интерес к полноценной жизни. 
По замыслу создателей центра, в течение первых трех лет студенты должны не только получить азы востребованных обществом профессий, но и пройти социальную и речевую реабилитацию. Первые три года в центре ребята проходят специальное обучение в группах по 6-9  человек, 4 и 5 курсы - это интегрированное и инклюзивное обучение, с переходом подготовленных  студентов в общие лекционные и групповые потоки. Через пять лет наши ребята становятся бакалаврами.
Когда мы, преподаватели, в 2011 году первый раз вошли в эту неизвестную, загадочную для нас аудиторию - аудиторию глухих ребят, лица студентов выражали недоверие и сомнение. Было видно, что они не верят ни в наши, ни в свои собственные силы. «Что вы хотите, мы же инвалиды!» - это была их обычная реакция при встрече с трудностями.
Сейчас первый набор студентов уже заканчивает третий курс. И процесс обучения еще далек от совершенства. Но самого главного, думается, мы все же достигли - теперь в глазах наших ребят горит огонек живого интереса, веры в себя и в нас, желания преодолевать трудности, ломать барьеры и стереотипы, превращать мечты в реальность.
Используя разработанный учеными центра слуховой тренажерный комплекс «Бекар-С» и разрабатывая собственную методику слуховой реабилитации, мы тренируемся с нашими ребятами слышать и понимать звучащую речь, учим их выражать с помощью языка собственные мысли и чувства, учим писать сочинения, читать научную и художественную литературу, писать рефераты, курсовые работы.
Сам слухоречевой тренажер «Бекар» - изобретение уникальное. Он отличается  принципиально новым подходом в коррекции слуха. Этот аппарат настраивается на индивидуальные особенности слуха конкретного человека и при необходимости осуществляет перенос звуков, которые студент не слышит, в слышимый им частотный диапазон. Центр возлагает на этот аппарат большие надежды! А пока мы ищем, экспериментируем - двигаемся вперед.
Гордость нашего центра - учебные аудитории и лаборатории, оснащенные по последнему слову техники. У каждого студента на столе свой компьютер. Все занятия ведутся с помощью мультимедийной установки и интерактивной доски, что, безусловно, повышает эффективность работы и дает возможность заниматься со студентами по индивидуальным образовательно-реабилитационным программ. И понятно, что повышенные затраты объяснимы и естественны. Чтобы «вырастить» из глухого студента полноценного специалиста, необходимо увеличить срок обучения на один год.
Кроме обязательных учебных дисциплин, необходимы дисциплины, помогающие глухим студентам пройти социальную и речевую реабилитацию. Учебные группы глухих студентов должны быть малочисленными (6-8 человек), так как каждый студент обучается по индивидуальной программе. Как следствие, увеличивается штат преподавателей.
Для полноценного учебного процесса в подобной аудитории не обойтись и без сурдопереводчиков, которые должны обладать высоким профессионализмом, поскольку речь идет о переводе научного языка. Таким образом, стоимость обучения глухого студента возрастает. Однако доступность образования, и в том числе высшего, поддержана Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  №273-ФЗ, в котором  сказано, что задача образования лиц с ограниченными возможностями здоровья  является государственной. И федеральное, и региональное правительство выделяет достаточные средства для реализации этого закона, но, к великому сожалению, конкретные решения принимаются руководством вуза, и эти решения не всегда на стороне человеческих интересов.
В настоящее время центр оказался под угрозой закрытия путем искусственного ограничения набора студентов. Вместо 24-25 студентов, которых мы набирали ежегодно, администрацией в этом году запланирован набор не более 7 человек. А желающих учиться, поверьте, с каждым годом становится все больше и больше. На данное время высказали желание учиться уже 18 человек. Решение возникшей проблемы с набором глухих студентов зависит от правильного понимания государственной задачи и доброй воли администрации нашего славного КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева. И тогда провозглашаемая доступность обучения в вузе станет реальной доступностью для людей с ограниченными возможностями здоровья, готовых преодолевать трудности, решать проблемы, превращать свои мечты в реальность.
Следует добавить, что обучение в центре бесплатное, гарантированы повышенная стипендия для учащихся на «хорошо» и «отлично», социальная поддержка, бесплатные медицинские услуги. И самое главное - гарантировано трудоустройство по профилю подготовки, так как уже с третьего курса руководство центра ищет возможности прикрепить будущих специалистов к конкретным рабочим местам, на которые они придут после получения диплома бакалавра. 
Однако наши ребята не только учатся. Они частые гости Национального музея РТ, Казанского Эрмитажа, музея ИЗО, выставочных залов. Они занимаются жестовым пением, организуют праздники. Среди них много спортсменов. Наша команда волейболисток заняла первое место среди спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В спортивном комплексе «Олимп» студенты бесплатно занимаются своими любимыми видами спорта, ходят в тренажерный зал.
Продуман и быт наших студентов. Большинство из них приехали из других городов Татарстана и России и бесплатно живут в общежитии вуза - там им выделен целый блок здания. В общежитии с ними круглосуточно находится дежурный сурдопереводчик, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом.
Прием в КУИМЦ КНИТУ-КАИ  им.А.Н.Туполева происходит либо по результатам ЕГЭ (не позднее 3-летей давности, для выпускников общеобразовательных школ), либо по результатам вступительных испытаний по русскому языку, физике и математике (при отсутствии результатов ЕГЭ). Перед вступительными испытаниями проводятся консультации и оказывается  помощь в подготовке к экзаменам. 
Поступить в центр могут юноши и девушки из любого региона России. Для этого надо собрать следующие документы: оригинал или ксерокопию документов, удостоверяющих личность, гражданство (паспорт); оригинал или ксерокопию документа государственного образца об образовании (аттестат об образовании);  справка об установлении инвалидности, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, или заключение психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающие диагноз нарушения слуха.
Контактные адреса и телефоны: 420127, Казань,  ул.Дементьева, 2а.
Кочергин Анатолий Васильевич - директор КУИМЦ профессор, д.т.н. (843)571-96-96 (раб) 8-905-310-54-68 (моб).
Иртуганова Эльмира Анверовна - заместитель по учебной работе к.х.н.  (843)571-95-95 (раб) 8-903-307-63-26 (моб). E-mail: irtuganel@mail.ru 
Ольга Романенко, доцент кафедры Специальных технологий в образовании

 

Категория: Острая тема | Просмотров: 811 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2021
Яндекс.Метрика