Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 23:20

Главная » 2016 » Февраль » 19 » Штрихи к портрету поэта-героя
11:40
Штрихи к портрету поэта-героя

В этом году отмечается 110-летие со дня рождения Мусы Джалиля. Его подвиг прочно вош­ел в историю нашего народа. О подвиге Джалиля знает весь мир

И способство­вали этому усилия многих писателей. Насто­ящий подвиг в исследовании судьбы Джалиля со­вершили  Г.Кашшаф  и  Р.Мустафин. В своей книге «По следам оборванной песни» Р.Муста­фин впервые приоткрыл за­навес тайны над трагической судьбой 2-й Ударной армии. В редакции газеты «Отвага» этой ар­мии Джалиль проработал с апреля по июнь 1942 года до момента пленения. 
 Ответственным секретарем редакции был тогда Виктор Александрович Кузнецов, (в последствии полковник ГРУ, преподаватель Военно-дип-ломатической Академии), который в 1942 году буквально руководил деятельностью Мусы Джалиля на фронте и сохранил це­лый архив. 
Здесь были не только номе­ра газеты «Отвага» с публи­кациями Джалиля, но и гра­нки номера, который гото­вился к печати 24 июня 1942 года (последний день сра­жения армии в кольце). Здесь были фотографии, чер­новые записи, эпиграммы со­трудников редакции, рисун­ки и самое главное - дневник Кузнецова. Вел его Вик­тор Александрович с начала до конца Любанской опера­ции. Именно в этом ценность дневниковых записей - впе­чатления очевидца. Вот несколько выдержек из этих дневников.
«Муса Залилов был скромный, сдер­жанный в проявлении своих эмоций человек. Он редко сердился: не могу припомнить слу­чая, чтобы его что-то особен­но раздражало, чем-то он был недоволен. У нас в редакции всякие люди были - и очень веселые, и язви­тельные. Он к числу их не относился. Производил впе­чатление человека сдержанного, замкнутого. В сущности, он в тех условиях таким и был, он не относил­ся к числу людей, которые быстро сходятся с окружаю­щими. Держался в основном особняком. 
Несмотря на свою замкнутость, он был че­ловеком положительным во всех отношениях. Он всегда был вместе с коллективом, хотя особенно в нем не вы­делялся».
«За время пребывания Мусы Джалиля в редакции (с 6 апреля по 24 июня 1942 года) вышло 66 номеров «Отваги». Десять из этих номеров у меня сохранились. В уцелевших номерах есть четыре заметки Джалиля, в том числе сатирические стихи «Ве­сенние резервы Гитлера» (19 апреля). «Весенние резервы» я помню не только потому, что у меня сохранился номер газеты с этим стихотворением, но и потому что мне известны обстоятельства его происхождения». 
«На днях Перльмуттер и Муса Джалиль присутствовали на допросе пленных. Лазарь Борисович, хорошо знающий немецкий, спросил пленного летчика, каких классиков немецкой литературы тот больше всего любит. Словно не поняв вопроса, летчик недоуменно пожал плечами. «Гете, Гейне, Шиллер?» - подсказывает Джалиль. Пустое дело! Взгляд гитлеровца совершенно равнодушен. Летчик только что переброшен на Волховский фронт из Франции и знает только одно: убивать. Некоторые из пленных также новички на нашем фронте, прибыли сюда из Европы и составляют весенние резервы Гитлера.
Муса Джалиль, словно бы даже огорчившийся за духовное убожество гитлеровцев, написал злую сатиру, которую мы даем в сегодняшнем номере в переводе Виталия Черных».
Стихи так и назва­ны - «Весенние резервы Гитлера»: 
Гитлер проклинал зиму,
На нее свалив вину.
«Ветром, мол, зима дышала,
Наступать нам помешала».
Он копил к весне резервы,
Утешал больные нервы.
Наконец, пришла красна
Долгожданная весна.
Только что-то, право, странно
Началась довольно рано:
Только солнце стало печь,
А резерв уж начал течь.
Под лучами нашей красной
Боевой звезды прекрасной
Тает он, как грязный снег,
Очищая путь весне.
Не резервы это - мразь.
Мокрый снег, отбросы, грязь.
Ведь весной все утекает,
Что земле дышать мешает...
Вот, бандит, тебе итог,
Не спасет тебя ничто:
Ни зима, ни май, ни лето.
Песенка твоя пропета!
«Никому из них (сотрудников газеты и типографии. ред.) не суждено было вернуться. Идут годы, и теперь уже ясно, что все они погибли либо в ту страшную ночь с 24 на 25 июня 1942 года, либо немного позже - за колючей проволокой фашистских концлагерей. Не вырвался на свободу и Мyca Джалиль. Ему лишь удалось выпустить на свободу свои стихи, сразу же ставшие бессмертными. И мне кажется, что «Моабитская тетрадь» стала памятником и всем  товарищам, с которыми жил, работал, творил, радовался и страдал в самую тяжелую пору военного лихолетья сотрудник армейской газеты «Отвага» старший политрук Муса Джалиль».
Михаил ЧЕРЕПАНОВ, заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны  в Казанском Кремле

Категория: История страны | Просмотров: 831 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика