В Комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей обсудили вопросы трудовых ограничений, распространяющихся на воспитанников детских домов. Проблема заключается в том, что сегодня согласно нормам СанПиН ребятам, находящимся на воспитании в детских домах и интернатах, категорически запрещено самостоятельно готовить, стирать, выполнять другие бытовые обязанности
С предложением по снятию таких ограничений и созданию условий для развития трудовых навыков у воспитанников интернатов выступили сами директора детских домов. Такой запрет, по их мнению, мешает социализации детей и приводит к тому, что выпускники детских домов оказываются абсолютно не приспособленными к жизни. После детдома или интерната они не могут ухаживать за собой, вести домашнее хозяйство.
По статистике, лишь 10 процентов бывших детдомовцев находят себя в обществе. Остальные пополняют ряды бомжей и преступных элементов. Немало среди таких молодых людей тех, кто прибегает в суициду, страдает алкоголизмом или попадает в тюрьму.
Пришло время менять саму систему воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей. Вместо того, чтобы давать им профессиональные навыки, готовить к поступлению в средние специальные заведения, как это было в советское время, государство ограничивает возможности закрытых учебных заведений рядом ненужных формальностей.
Депутаты намерены снять запрет для детдомов на использование воспитанников в некоторых видах трудовой деятельности, подключив к решению этой проблемы Роспотребнадзор, утвердивший санитарные нормы и правила пребывания детей в закрытых учебных заведениях.
С одной стороны, детский дом должен научить ребенка всему, что ему придется делать во взрослой жизни, а с другой - подчиняться запрету, за нарушение которого придется отвечать. Это и препятствует созданию в детских домах «системы выработки главных навыков самообслуживания».
Чтобы не нарушить запрет, в некоторых учебных заведениях идут на всевозможные хитрости. В одном из тульских интернатов, например, решили провести эксперимент со старшеклассниками, поселив их на время зимних каникул в гостинице. Там они учились готовить, убирать за собой. Многим из них это понравилось. Так почему же не распространить это и в повседневной жизни всех интернатов?
Юлия САМСОНОВА, юрист
|