Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2020, 04:10

Главная » 2012 » Июнь » 8 » Социальный подход
13:01
Социальный подход
Как мы уже сообщали, 25 апреля, на заседании Государственной думы Российской Федерации была ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов. К этой Конвенции уже присоединились 110 стран
По данным Минздрава РФ, в России насчитывается более 13 миллионов людей с инвалидностью - это около 9 процентов населения РФ. Из них более 500 тысяч - дети-инвалиды.
Фракция КПРФ провела за круглым столом в Госдуме обсуждение темы: «Конвенция ООН о правах инвалидов и российское законодательство: что делать?». В организацию круглого стола помимо фракции КПРФ участвовали: общественное движение «Образование для всех», Российский союз инвалидов, Агентство социальных медиа, филиал Фонда Розы Люксембург в Российской Федерации.
Публикуем выступление Председателя Общественного движения «Образование для всех», депутата Госдумы (фракция КПРФ) Олега Смолина, инвалида по зрению.
Хочу начать с цитаты. «У 650 миллионов инвалидов, живущих на нашей планете, была мечта, мечта стать равными членами общества, мечта иметь равные с другими права. Эта мечта сбылась». Это слова из приветствия Международного союза организаций инвалидов по поводу принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов.
Слова замечательные. Но я думаю, что Международный союз организаций инвалидов немного поторопился. Мечта, конечно, не сбылась. Но, быть может, немножечко приблизилась к своей реализации. Я бы сказал так: свет в конце тоннеля стал немножко ближе и немножко ярче.
Да, Государственная дума практически единогласно ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, и это хорошо. Вместе с тем в неявной форме на заседании Государственной думы были некоторые дискуссии. Причем эти дискуссии касались фактически ключевого вопроса Конвенции - вопроса о понимании инвалидности и определении того, кто же является инвалидом.
Дело в том, что Конвенция содержит социальный подход к инвалидности. И депутаты с инвалидностью, не полемизируя между собой (мы стараемся, естественно, этого не делать), выступая за ратификацию Конвенции, фактически пообсуждали эту проблему.
Михаил Борисович Терентьев (заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы РФ. ред.) приветствовал то, что мы, наконец, покончили с медицинским подходом к инвалидности. Александр Вадимович Ломакин-Румянцев (депутат Госдумы РФ, председатель Всероссийского общества инвалидов. ред.) предупредил от чрезмерных ожиданий от принятия Конвенции. Он напомнил, в частности, что Норвегия торопится ратифицировать Конвенцию, потому что, по мнению норвежских законодателей, в случае ее ратификации уровень социальных гарантий для инвалидов, существующий в Норвегии, может быть даже понижен.
Я предложил бы такой подход: не идеализировать Конвенцию и не ждать автоматических результатов от ее принятия, а вносить изменения в законодательство. Но при этом попытаться использовать само принятие Конвенции как рычаг для того, чтобы преобразовать российское законодательство в лучшую сторону, в частности, в вопросе понимания инвалидности и определения инвалидов.
Конвенция предполагает социальный подход к инвалидности. Инвалидность - это некоторые социальные барьеры, которые при отсутствии тех или иных ограничений человек мог бы преодолевать без проблем, а так перед ним эти социальные барьеры возникают.
Но при определении социальных барьеров мы должны исходить из объективного основания. И этими основаниями являются именно нарушения функций организма. В противном случае может возникнуть ситуация, когда государство скажет: хорошо, вот ты слабовидящий, мы тебе дали очки, значит, теперь ты больше не инвалид, в инвалидности и других мерах поддержки ты не нуждаешься. Или ты, например, колясочник: мы дали тебе коляску, установили пандусы, барьеры преодолены - в других каких-то мерах социальной поддержки ты не нуждаешься. И так далее...
Хочу напомнить, что в России с 2005 года и примерно до 2010 года возобладал примитивно трудовой подход к инвалидности, который гораздо хуже медицинского подхода. Я имею в виду принятие Федерального закона №122, где меры поддержки инвалидов определялись в зависимости от степеней ограничения способности к трудовой деятельности. Слава Богу, с этим покончено. Мы ценим понимание, которого удалось добиться с Министерством здравоохранения и социального развития, но остатки этого подхода сохранились в действующем законодательстве на уровне подзаконных актов. В частности, есть приказ Минздравсоцразвития №1013-н, который в основу определения группы инвалидности кладет не нарушения функций организма, а разного рода ограничения жизнедеятельности.
Например, люди первой группы с инвалидностью по зрению считаются имеющими первую группу, потому что у них третья степень ограничения способности к ориентации. Между тем сейчас немалое число инвалидов по зрению успешно используют GPS-навигаторы для перемещения (хорошо бы, конечно, если бы еще и ГЛОНАСС можно было бы использовать). Но означает ли этот факт, что они перестали быть инвалидами по зрению? Ничуть не бывало!
Поэтому социальный подход должен базироваться на объективных основаниях. В противном случае опасения, что Конвенция может привести к понижению уровня социальной защиты, могут оказаться не вполне беспочвенными.
Мы хотим выслушать ваши конкретные предложения по тому, что нужно внести в законодательство в связи с ратификацией Конвенции. Минздравсоцразвития готовит законопроект о внесении изменений в законодательство в связи с ратификацией Конвенции. Нам нужно быть готовым от имени сообщества российских инвалидов вносить предложения в этот закон, чтобы использовать уникальный шанс для серьезного, по возможности радикального улучшения законодательства и повышения уровня социальной защиты инвалидов.
Пройдусь по некоторым позициям, связанным с законодательством.
Право на труд. Конвенция предполагает содействие инвалидам в организации собственного дела, найму инвалидов в государственном секторе, стимулирование занятости инвалидов в частном секторе и так далее.
Напомню данные Счетной палаты: в 1990-м году 22 процента российских инвалидов работали, имели рабочие места, а в настоящее время доля занятых инвалидов сократилась с 22 до 8 процентов. Мы жалуемся, что у нас слишком мало работающих и слишком много пенсионеров. При этом фактически запрещаем работать инвалидам 1 группы, которые хотят работать - группа считается нерабочей. На президентском Совете, где мы обсуждали этот законопроект, было получено обещание, что Минздравсоцразвития будет добиваться регистрации в Минюсте приказа, согласно которому этот запрет, абсолютно нелепый, будет снят.
О госзаказе. Существуют соответствующие положения, даже преференции в 94-м законе - практически они не работают. Мы недавно в очередной раз передали предложения Аркадию Дворковичу, руководителю президентского Совета по делам инвалидов. Мы просим: отдайте нам некоторые виды работ, типа пошивочных работ для государственных нужд, для нужд железной дороги… И это уже скажется на занятости инвалидов и на поддержке их предприятий.
О квотировании рабочих  мест. Наши коллеги из Минздравсоцразвития говорили о том, что по их мнению, квотирование - неэффективная система, и предложили вместо квотирования поддержку по 30-50 тысяч рублей предпринимателям, которые создают рабочие места для инвалидов. Но вот рабочее место создано, прошло некоторое время, его можно закрыть, а поддержка уже получена и обратно не возвращается. Мы предлагаем вернуться к идее квотирования.
О налоговом режиме. На последнем президентском Совете нам удалось добиться скромного движения по этим позициям. Еще недавно общественные организации и предприятия инвалидов платили 14 процентов в виде отчислений во внебюджетные фонды, в этом году - 20,2 процента. Если ситуация не изменится, в следующем году - 27,1. Многие предприятия такого не выдержат. Мы, наконец, в результате моих упорных выступлений получили обещание Аркадия Дворковича в следующем году не снизить, но хотя бы не повышать налоговый пресс на предприятия, использующие труд инвалидов.
Медицина. Эта статья Конвенции в отличие от многих других прописана наиболее конкретно. В частности, речь идет о том, что инвалиды должны получить право на наилучший достижимый уровень здоровья без дискриминации и в то же время на решение тех проблем, которые связаны именно с инвалидностью.
Очень высок уровень недовольства людей с инвалидностью лекарственным обеспечением. Принятый Закон «Об основах охраны здоровья граждан» нас не продвинул по этому пути. С учетом вступающего с 1 июля в силу Федерального закона №93, «Об автономных, бюджетных и казенных учреждениях», которые справедливо называют законом о попытке коммерциализации духа, мы не исключаем возможности ограничения прав на бесплатную медицину и дальнейшее расширение платной медицины. Хотелось бы, чтобы по крайней мере инвалидов эта чаша избежала.
Право на доступ к информации. Статья 21-я Конвенции предусматривает поддержку языка жестов и системы Брайля и других языков. Мы предлагаем использовать язык жестов в системе образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Специалисты дискутируют по поводу того, в какой мере полезно целиком переводить инвалида по слуху на жестовый язык, в какой мере он должен осваивать умение считывать информацию с губ. Мы предлагаем в кинотеатрах и на центральном телевидении не допускать фильмы, не снабженные субтитрами. Все новостные передачи на центральном телевидении и не менее 30 процентов других передач снабжать сурдопереводом, обеспечивать инвалидов по слуху бесплатными услугами сурдопереводчиков.
Есть специальная, уже практически готовая редакция статьи 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», которая направлена на поддержку инвалидов по зрению - на Западе их не зря называют инвалидами по чтению, имея в виду ограничение доступа к информации. Мы полагаем с учетом международного опыта, что бюджетное финансирование выпуска специальной литературы для инвалидов по зрению должно увеличиться примерно в полтора раза.
Проблемы образования. Конвенция, как и все международные документы, делает акцент на инклюзивном образовании - статья 24. При этом одновременно утверждается, что каждый инвалид должен получать образование в таких условиях, которые обеспечивают в наибольшей степени высокий уровень и качество этого образования. То есть Конвенция допускает достаточно свободные трактовки.
В большинстве стран мира сосуществуют системы инклюзивного образования и коррекционного образования. В России мы сейчас наблюдаем нарушения по двум линиям. Одна - отказ принимать инвалидов в обычные учебные заведения. Другая, противоположная линия, наметившаяся сейчас - в целях экономии бюджетных средств расформировывать коррекционные образовательные учреждения, размещать детей в обычных, но при этом не забывать создавать специальные условия.
Недавно я получил письмо, в котором сообщалось, что в одном из регионов предполагается объединить колледж связи, коррекционную школу для незрячих и коррекционную школу для людей с ментальными проблемами. Не думаю, что от такой интеграции кто-то получит особенные преимущества. Скорее всего, это связано с подушевым финансированием и с тем, что при нем крупные учебные заведения вообще получают преимущество перед иными.
Мы убеждены, что если Россия ограничится только ратификацией Конвенции, некоторые плюсы от этого инвалиды могут получить. Например, они смогут выигрывать судебные процессы, опираясь напрямую на Конвенцию, не используя действующее законодательство. Но судиться в России - это дело сложное. Поэтому мы полагаем, что ключевым направлением работы должны стать именно изменения в законодательстве.
 
Категория: Инвалид и общество | Просмотров: 2404 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2020
Яндекс.Метрика