Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 15:36

Главная » 2011 » Апрель » 1 » Суд признал конституционность Программы
10:05
Суд признал конституционность Программы
В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Ю.А.Егоров с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными положениями Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2010 год, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2009 года N№911 (в редакции от 30 декабря 2010 года)
Егоров указывает, что нормативы объема бесплатной медицинской помощи, а именно: показатель объема скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной); показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, а также подушевые нормативы финансирования данной Программы, установленные пунктами 2 и 3 раздела VII и абзацем первым раздела IX Программы, ниже аналогичных показателей и нормативов, установленных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года №811 (далее Федеральная Программа).
Кроме того, гражданин Ю.А.Егоров указывает, что в разделе VI Федеральной Программы предписано органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить в территориальной программе целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи. Поскольку в Республиканской  Программе  целевые значения критериев  доступности и качества медицинской помощи не предусмотрены, оценить качество медицинских услуг, предоставляемых в Республике Татарстан, по мнению заявителя,  не представляется  возможным.
Другими словами, гражданин Егоров считает, что Республиканская Программа госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи занизила объемы предоставления этой помощи, (которые определяются количеством посещений гражданами медицинских учреждений), подушевое финансирование, (т.е. количество денег, необходимое для медицинской помощи на 1 человека в год); и не определила возможности оценивать качество медицинской помощи.
На основании изложенного гражданин Ю.А.Егоров просит Конституционный суд Республики Татарстан признать оспариваемые нормы не соответствующими Конституции Республики Татарстан, ее статьям 31 (часть 2), 52, 54 (часть 1), 58 (часть 2), согласно которым жизнь человека, его здоровье, личная свобода и безопасность находятся под защитой государства; каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, которая оказывается государственными и иными учреждениями здравоохранения в установленном законом порядке; государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья граждан, развитию физической культуры и спорта; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Конституционный суд Татарстана доказывает, что как объемы так и подушевое финансирование медицинской помощи оказываются в Республике Татарстан в полном объеме и не нарушает конституционных прав гражданина Егорова.
Оспариваемые заявителем правовые нормы устанавливали следующие нормативы: показатель объема скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), составлял в среднем 0,164  вызова на 1 человека в год,  показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, составлял в среднем 8,016 посещения в расчете на 1 человека в год; подушевые нормативы финансирования Республиканской  Программы, установленные в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета), составляли в среднем 5478,80 рубля (пункты 2 и 3 раздела VII и абзац первый раздела IX).
При этом, указывает Конституционный суд, республиканский показатель объема скорой медицинской помощи был определен в Программе без учета обращений пациентов непосредственно на станции скорой медицинской помощи, которые составляли 0,021 вызова на 1 человека в год, а также не учитывал количество безрезультатных выездов, которые составляли 0,011 вызова на 1 человека в год. Кроме того, необходимо учитывать и показатель объема неотложной медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, который составлял 0,132 вызова в расчете на 1 человека в год (пункт 4 раздела VII Республиканской Программы).
Республиканский показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях, не включал посещение пациентами специалистов со средним медицинским образованием, ведущих самостоятельный амбулаторный прием (1,71 посещения на 1 человека в год), обращения в здравпункты в образовательных учреждениях, а также к специалистам в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» (0,17 посещения на 1 человека в год).
При учете указанных показателей оспариваемые нормативы объемов  медицинской помощи в целом соответствовали аналогичным нормативам, установленным Федеральной Программой.
Что касается подушевого финансирования, Конституционный суд посчитал что надо учитывать в том числе и дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи. В рамках реализации республиканской Программы были направлены средства на финансирование предоставления дополнительных видов бесплатной медицинской помощи.
Это в частности: функционирование 10 сосудистых центров; долечивание работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в условиях санаторно-курортного учреждения; функционирование 14 центров здоровья в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»; проведение углубленных медицинских осмотров инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны; оказание медицинской помощи незастрахованному контингенту населения; проведение амбулаторного гемодиализа и перитонеального диализа в центрах (отделениях) гемодиализа; безвозмездное обеспечение детей первых трех лет жизни специальными молочными продуктами и смесями по рецептам врачей.
Финансовое обеспечение Республиканской Программы в 2010 году составило 20,7 млрд. рублей. На дополнительные виды бесплатной медицинской помощи в Республике Татарстан выделено 2,5 млрд. рублей, что составило более 10 процентов от объема финансирования всей Программы.
Кроме того, Конституционный суд Республики Татарстан обратил внимание на то, что указанные выше нормативы Республиканской Программы были определены исходя из положений раздела IV Федеральной Программы, устанавливающих средние показатели нормативов объема медицинской помощи, и при формировании республиканской программы могут быть изменены с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций. Тем самым федеральное правовое регулирование допускало возможность установления в территориальных программах иных показателей объемов медицинской помощи с учетом указанных правовых критериев.
Таким образом, Конституционный суд подчеркнул, что республиканские власти имеют право устанавливать свои критерии с учетом территориальных особенностей.
На основании этого КС  РТ положения, закрепленные пунктами 2 и 3 раздела VII и абзацем первым раздела IX Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2010 год, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2009 года №911 (в редакции от 30 декабря 2010 года), в период своего действия не могли рассматриваться как ограничивающие, умаляющие или иным образом нарушающие права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Республики Татарстан, в том числе ее статьями 31 (часть 2), 52, 54 (часть 1), 58 (часть 2).
То есть и объемы и подушевое финансирование медицинской помощи соответствует Конституции Республики Татарстан.
Что касается оценки качества медицинских услуг, КС РТ отмечает что, Министерством здравоохранения Республики Татарстан - ежеквартально проводится рейтинговая оценка эффективности деятельности учреждений здравоохранения. Эта информация размещается в режиме свободного доступа в сети Интернет на официальном сайте данного Министерства и позволяет оценить качество, доступность и эффективность предоставляемой в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан.
В этой связи, тот факт, что в самой Республиканской Программе не указаны критерии оценки качества медицинских услуг, на что ссылается заявитель, не может рассматриваться как нарушение прав граждан в области охраны здоровья.
Вместе с тем Конституционный суд Республики Татарстан полагает, что закрепление критериев доступности и качества медицинской помощи непосредственно в Республиканской Программе способствовало бы определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования указанных критериев.
Таким образом, гражданин Егоров не сумел добиться в Конституционном суде РТ признания, что бесплатная медицинская помощь оказывается ему не в полном объеме.
Людмила ИВАНОВА
Категория: Правовое просвещение | Просмотров: 1665 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика