Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите

Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2018, 05:32

Главная » 2010 » Декабрь » 10 » Своя среди глухих
12:26
Своя среди глухих
Вечерняя сменная общеобразовательная школа N№34 для детей с оганиченными возможностями по слуху и речи, по сути своей,  школа уникальная. И не только потому, что она существует  без малого 70 лет. А прежде всего потому, что дети  выходят  из стен школы практически подготовленными  к взрослой жизни. Не только психологически, но  и профессионально, то есть, имея в руках свое дело. А кто может лучше рассказать об этой школе, как не завуч, Зоя Степановна Шарафеева, проработавшая в ней 30 лет
Открылась эта школа в 1943 году для ликвидации не-грамотности. А тем, чем, школа является сейчас, стала после Великой Отечественной войны. То есть, приняла первых детей с ограниченными возможностями - инвалидов по слуху. 
Прошло 30 лет, как школа №34 стала общеобразовательной и начала принимать на обучение детей с другими ограниченными возможностями, например,  с заболеванием  ДЦП, с тяжелым нарушением речи, детей с поражением опорно-двигательного аппарата.
На сегодняшний день в школе обучается 121 человек. Причем, не только из Казани и районов республики, а даже из некоторых республик Поволжья, например, Марийской и Чувашской. Приезжают сюда учиться из Тольятти, и даже таких далеких городов, как Сыктывкар и Новосибирск. Чем же так привлекательна именно эта школа для родителей детей-инвалидов?
«Наше учебное заведение, - объясняет Зоя Степановна, - специфическое, и детей надо было готовить специально. То есть не просто давать общее образование, но и будущую профессию. Чтобы организовать этот процесс, в конце 90-х годов мы обратились в Министерство образования с соответствующей просьбой».
Сегодня можно уверенно сказать - школе повезло. Обращение педагогов попало по назначению, а именно к ректору Академии управления «ТИСБИ» Нэлле Матвеевне Прусс. Она оказалась  человеком, который не остался равнодушным к проблемам детей-инвалидов. И уже 13 лет школа и институт остаются надежными партнерами.
Именно в Академии управления «ТИСБИ» был открыт колледж на благотворительной основе, обучение в котором было организовано удобно для студентов. Все общеобразовательные предметы они изучают дома - преподаватели приезжают в школу. И только спецпредметы, например, компьютерную грамотность, ученики изучают в ТИСБИ. И впоследствии через три года обучения получают профессию менеджера, который является пользователем компьютера на профессиональной основе. 7-8 лет назад обучение в ТИСБИ проводилось для таких детей по дистанционной технологии, но эта форма все-таки показалась не очень удобной. Поэтому было открыто очное отделение. После колледжа желающие могут бесплатно поступать уже в Академию управления «ТИСБИ». Но это при условии, что абитуриент решит продолжать осваивать профессию, полученную в колледже. Тем же, кто захочет изучать другую специальность, придется освоить иностранный язык, который в программу обучения детей с ограниченными возможностями не входит.
Но, естественно, не все ученики, как, впрочем, и в других школах, стремятся во что бы то ни стало получить высшее образование. Более того, именно в этой школе в большем почете профессии, которые связаны с так называемым ручным творчеством. А таких способностей у детей хоть отбавляй.
И именно для этих целей руководство школы завязало деловые отношения с профессиональными училищами. Например, в профессиональном училище №36 обучают на операторов вязально-швейного цеха, в профессиональном лицее №33 - на переплетчиков-брошюровщиков и лепщиков архитектурных деталей, в колледже малого предпринимательства и бизнеса  №136 - на кондитеров. Также как и с ТИСБИ, режим обучения в этих училищах составлен максимально удобно для детей. Теорию они изучают в школе, а в училища ездят только на практику. Во всех училищах, не говоря уж о ТИСБИ, есть свои сурдопереводчики, которые участвуют в обучении глухих детей.
Самая большая проблема для учеников школы, вернее, для иногородних учеников, - это отсутствие общежития. Многим родителям, у кого есть возможность, приходится снимать в Казани жилье. Поэтому огромной радостью стало то, что 33-й лицей бесплатно выделил в этом году шесть мест в общежитии. Пришла недавно и еще одна радостная весть:  Академии управления «ТИСБИ» выделили общежитие, где сейчас идет ремонт. Ректор Нэлла Матвеевна Прусс обещает предоставить около 200 мест для детей-инвалидов. 
Понятно, что без энтузиазма и понимания проблем детей-инвалидов создать такие условия для их обучения было бы практически невозможно. Зоя Степановна знает все эти проблемы изнутри. Она и две ее сестры - дочери глухих родителей. Папа Степан Васильевич Кабанов 20 лет был председателем республиканского общества глухих, мама  Вера Ефимовна Гаврилович преподавала в начальных классах именно в этой школе. Все три сестры всю жизнь работают с глухими детьми.
Зоя Степановна закончила Московский педагогический институт, дефектологический факультет. «Жестовый язык - мой родной язык, - говорит Зоя Степановна, -  я  выросла среди глухих, с самого раннего детства была их другом и помощницей. Они все мои друзья, чьи проблемы я воспринимаю  как свои. Месяца два назад мы чествовали одного из самых активных членов организации инвалидов по слуху поэтессу Татьяну Нужину, которая отмечала свой  юбилей. Недавно справляла свой 70-летний юбилей и Земфира Гущина, председатель городского правления ВОГ. Там я встретилась  со многими людьми, с которыми бок о бок прошла вся моя жизнь, в том числе и со своими бывшими учениками.
Глухие люди, как дети природы: всегда ласковые и приветливые. Они радуются каждому мгновению своей жизни, и мне с ними очень комфортно».
Однако многое в жизни неслышащих людей зависит все-таки от тех, кто хорошо слышит и говорит. Особенно от тех, кто должен по долгу службы делать все, чтобы облегчить им жизнь.
Районные власти школу не обделяют своим вниманием. Вахитовский отдел образования приглашает руководство учебного заведения на все мероприятия, касающиеся образовательных процессов. Наравне с другими учебными заведениями школе выделяют современную технику для обучения.
И Зоя Степановна надеется, что на этой волне ей удастся, может быть, осуществить свою главную мечту - создать Центр обучения инвалидов всех категорий с хорошей материальной базой. А это, конечно, прекрасные классы, оборудованные по последнему слову техники, и обязательно наличие общежития, чтобы все желающие со всех концов страны могли бы приехать в Казань учиться. И получить такое образование, которое позволило бы всем глухим и другим инвалидам чувствовать себя своими в любом окружении.
Миляуша САЛИМЗЯНОВА
Категория: Инвалид и общество | Просмотров: 1940 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2018
Яндекс.Метрика