Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.04.2024, 20:26

Главная » 2013 » Июнь » 28 » Тайная война
11:25
Тайная война
 29 июня мы будем отмечать День партизан и подпольщиков. И как не отмечать, если в Казани есть Совет ветеранов партизан и подпольщиков Республики Татарстан, а всего, по историческим источникам, партизанами и подпольщиками были около трех тысяч уроженцев Татарстана. Сегодня их осталось в живых меньше десяти...
Для начала определимся с терминами. И партизаны, и  подпольщики воевали тайно в отличие от Красной армии. Но если подпольщики оставались жить в своих городах и селах, ведя невидимую войну против фашистов, то партизаны уходили в леса, где организовывали отряды, проводили разведку, совершали настоящие боевые операции. И сегодня трудно сказать, как бы все сложилось, если бы не тайная война, которую вели партизаны и подпольщики, начиная с первых дней войны.
 Из  солдат  в  партизаны
Территория Татарстана не была оккупирована немцами, но количество партизан и подпольщиков республики исчислялось примерно тремя тысячами. Один только 825-й батальон легиона «Идель-Урал», который в Белоруссии перешел к партизанам, насчитывал более 800 человек. И половина из них были уроженцы Татарии. Также в исторических справочниках есть информация о том, что во время боев в Смоленской области, оставшиеся в окружении около 200 бойцов Красной армии из Татарии, влились в  партизанское движение. А еще несколько тысяч прошли обучение в специальных учебных центрах и потом группами отправлялись в тыл врага. 
Обо всем этом мне поведал председатель Совета партизан и подпольщиков Республики Татарстан Рафиль Динмухаметович Гараев, который возглавляет организацию с 2007 года. «Все годы, начиная с 1985-го, когда был создан наш Совет, - рассказывает Рафиль Динмухаметович, - мы разыскиваем наших партизан и подпольщиков. Многие давно погибли или умерли. Трудность заключается в том, что зачастую партизан и подпольщиков приравнивали  к диверсантам и надо изучать архивы НКВД, чтобы их найти. Есть еще один момент - партизанское движение закончилось к осени 1944 года. Многие перешли в войска Красной армии и продолжали воевать уже легально».
«Если завтра война...»
Сам Рафиль Гараев, по молодости лет, не мог быть участником партизанского движения. Зато его отец Динмухамет Нуреевич Гараев прошел практически всю войну в партизанском отряде и даже воевал под руководством легендарного командира Константина Заслонова. 
В 1941 году в мае прямо на госэкзаменах в Арском педучилище блестящему выпускнику, секретарю комсомольской организации Динмухамету Гараеву вручили повестку о призыве в армию.  И определили его разведчиком в 21-ю армию, 63-й корпус, 546-й корпусной артиллерийский полк дальнобойной артиллерии во взвод управления, который был оснащен орудиями 152 мм.  Эта армия была сформирована в основном из солдат из Поволжья, а один корпус был полностью казанским.
К этому времени высшее руководство страны прекрасно знало о надвигающейся войне, но новобранцам об этом знать было не положено. Их посадили в эшелон и отправили, якобы для учений, а в скором времени в самое пекло - в Белоруссию. Везли тайно, даже двери вагонов были задраены снаружи. И даже 22 июня, когда в Орле услышали речь министра иностранных дел В.Молотова о начале войны, продолжали хранить секрет… К ночи 23 июня их эшелон и еще несколько других остановились в Гомеле. 
Первое  боевое  крещение
И вдруг завыла сирена и началась бомбежка! Обезумевшие от страха новобранцы начали лавками разбивать двери, чтобы выбраться наружу. Тогда они впервые увидели оторванные головы, руки, ноги… Но их эшелону еще повезло - почти все уцелели. В других погибло около половины. 
Первый страшный бой для Динмухамета Гараева случился на Днепре около городов Рогачев и Жлобин. Он был на передовой, где корректировал артиллерийский огонь своих орудий. Место было стратегически очень важное - выход к Днепру. И в одном из июльских контрнаступлений впервые с начала войны враг потерпел поражение и вынужден был оставить город Жлобин в Белоруссии.   
Но радость была недолгой - уж слишком силы были неравные, да и снарядов катастрофически не хватало. И 14 августа его дивизион, в котором было около 70 человек, оказался в окружении. Уничтожили по возможности все орудия и пешком пошли искать выход из кольца. 
Первую ночь солдаты ночевали в лесу, а наутро выяснилось, что командиры убежали, и самым старшим по званию остался младший лейтенант, фамилию Гараев не запомнил, который и взял на себя командование. Когда вышли к Днепру, решили его переплыть, хотя задача была очень трудной: несмотря на то, что река в этом месте была узкой, течение было очень сильным. Да и оружие весило немало. В результате почти половина из них не смогла доплыть до другого берега - утонула…
За колючей проволокой
Младший лейтенант принял решение разбиться на десятки, чтобы было легче дальше пробираться за линию фронта. Но далеко уйти они не успели - попали в засаду к немцам. 19 августа Динмухамет Гараев был пленен в первый раз. 
Лагерь был обнесен тремя рядами колючей проволоки. На его территории была съедена вся трава, на деревьях - вся кора. Кстати, там их уже «ждали» сбежавшие от солдат командиры. Практически сразу же к новичкам подошел один из пленных и сказал, что в деревне живет его жена, которая должна принести хлеб и попросил их, так как они еще не успели ослабеть от голода, помочь ему поймать хлеб, который она ему кинет  через забор. В хлебе оказались ножницы для резьбы по металлу. В ту же ночь группа из 15 человек убежала - среди них был и Гараев.  
И снова они идут в поисках своих. Путь долгий, а они очень  хотят есть. Решили зайти в дом на окраине деревни.  Хозяева сначала их накормили, а потом привели немцев. Оказывается, они были в свое время раскулачены и затаили  обиду на Советскую власть. 
Пересыльный лагерь, в котором оказались плененные солдаты, находился на картофельном поле и был огражден только одним рядом колючей проволоки. Ночью они выкопали под проволокой в мягкой земле яму и сбежали. В лесу увидели разбросанные листовки, в которых советское руководство призывало организовывать партизанские отряды и бить проклятых фашистов. Что и сделала наша группа из 15 человек, которая создала свой партизанский отряд. 
Вплоть до конца февраля партизаны жили в лесу в землянках. Боевые вылазки проводили подальше от «дома» - не ближе 20 километров. Останавливали немецкие машины, забирали документы и продукты. В деревнях у них была своя агентурная разведка, которая передавала им нужную информацию о дислокации немецких войск, о проходящих железнодорожных составах, которые они подрывали.  
Возвращаясь с одной из таких операций, партизаны очень устали и решили переночевать в теплой бане в деревне - они были уверены, что немцев там нет, но ошиблись. Их не убили сразу только потому, что они были одеты в красноармейскую форму. Партизан немцы люто ненавидели. Но избили так, что Динмухамет Гараев пришел в себя только через пять дней в концентрационном лагере в Борисове. А выходил Динмухамета Гараева  оказавшийся там одноклассник Халик из Агрызской школы.
С первого же дня друзья начали искать пути к спасению. А путь был один - работать за территорией лагеря. Несколько раз Динмухамет Гараев был членом бригады, которая работала по другую сторону колючей проволоки. Однако охрана всегда была настолько мощной, что о побеге не могло быть и речи. Но в апреле 1942 года счастливый случай, наконец, представился. Однажды при строительных работах бдительность немцев ослабла, и они отправили пленных на карьер за песком только с водителем и одним охранником. Когда те отвлеклись, пленные убили их и убежали в лес.
Партизанскими тропами
С тех пор партизанский отряд, в котором воевал Динмухамет Гараев, начал быстро расти. Во-первых, они собирали по деревням тех, кто, будучи раненым, стался в той или иной деревне. Несколько раз их отряд по ошибке вступал в бой  с другим таким же отрядом и прекращал его только тогда, когда слышал родную ненормативную  лексику, которую нельзя было спутать ни с чем. И эти отряды в результате объединялись. Так отряд рос, пока не слился с партизанской бригадой под  руководством подполковника Василия Бойко, в котором было более 1000 штыков, имеющей связь с «Большой Землей» 
Но однажды Динмухамет Гараев ушел в разведку, а, вернувшись, не нашел своего отряда. Зато, в конце концов, нашел партизанскую бригаду Константина Заслонова, о которой к тому времени уже слагали легенды. В мирной жизни Заслонов был начальником паровозного депо города Орша. Погиб командир под деревней Куповать. Разведчик  Гараев добыл информацию о том, что против них должен выступить власовский полк Савченко из двух с половиной тысяч человек. Но Заслонов сказал: «Стоять на смерть!». Бой длился четыре часа. Было  тогда командиру  и осталось навсегда 32 года… Звание Героя Советского Союза было ему присвоено посмертно. От бригады Заслонова осталось чуть больше 30 человек.
Вся грудь в орденах
В августе 1944 года партизанская бригада соединилась с Красной армией, а в декабре Гараев вернулся, наконец, домой, в Агрыз … с тяжелым ранением - осколком мины у позвоночника - и орденами Красной Звезды и Великой Отечественной войны 2 степени, медалями «За отвагу», «Партизану Великой Отечественной войны 2 степени», «За победу над Германией».
Совет партизан и подпольщиков Татарстана
Первой о создании партизанской организации заговорила Марьям Шагиахметовна Зайнуллина, ответственный секретарь ветеранской организации при Государственном музее РТ. Кстати, в 1941 году она была первым заместителем председателя городского исполкома, которая отвечала за эвакуацию и реэвакуацию. Рафиль Динмухаметович считает ее родоначальником ветеранского движения в Татарстане. А первым председателем Совета партизан и подпольщиков был Юрий Семенович Попов, сам бывший партизан, сражавшийся в Ленинградской области. 
Базой организации стала школа №98 Вахитовского района, в которой находится единственный в республике музей «Партизанской Славы», посвященный партизанскому и подпольному движению. Кстати, во время войны в школе был военный госпиталь. Именно сюда каждый год в последнюю субботу апреля приходят члены Совета, другие ветераны войны, чтобы встретиться друг с другом и с учениками, чтобы провести для них уроки Мужества.
Их можно сосчитать по пальцам
В начале пути в организации было около 100 человек. Сегодня, как было сказано выше, меньше десяти. На мой вопрос, кому нужна будет организация, в которой никого не останется, председатель Гараев твердо сказал: «Для нас, детей партизан, для внуков и правнуков. До сих пор далеко не все имена бывших партизан и подпольщиков установлены, и мы ведем эту работу, чтобы составить поименный список. 
Во-вторых, нужно рассказывать молодым, как это было, как наши деды и отцы воевали. И воевали не только в Красной армии, но и в партизанских отрядах и в подполье. А еще мы хотим поставить памятник партизанам и подпольщикам Татарстана, куда бы все могли приносить цветы в дни Воинской Славы».
Миляуша САЛИМЗЯНОВА

Категория: История страны | Просмотров: 2344 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика