Принят закон, который этой осенью значительно расширяет полномочия третейских судов, устанавливает новые правила деятельности и лицензирования и при этом особо подчеркивает обязательность исполнения их решений и право привлекать для этого судебных приставов
Третейские суды действуют в современной России уже более шести лет.
Третейские суды не входят в систему государственных судов, и они не подчиняются государству. Это основное отличие третейских судов от судов государственных. Каждый третейский суд самостоятелен. Он работает на самоокупаемости. И он является коммерческим. Сравнить эту систему можно с нотариальной системой. Нотариус - это коммерческая структура, осуществляющая государственные полномочия. То же самое и с третейскими судами.
В компетенцию третейских судов входит рассмотрение всех договорных споров, то есть тех споров, где есть договор.
Все споры, прописанные в Гражданском кодексе по договорам купли-продажи, аренды, лизинга и т. д., также подведомственны третейским судам.
Также в третейских судах рассматривают споры, вытекающие из брачных контрактов по разделу имущества
Не входят в компетенцию третейских судов дела административного характера - штрафы, налоги, также такие виды споров, как публичные споры (отношения с неопределенным кругом лиц, например, самострой, оскорбления), признание организации банкротом, трудовые споры, корпоративные. Третейские суды могут рассматривать споры как с участием юридических лиц, так и физических.
В России, по сути, создана отдельная система госсудов, которая дублирует суды третейские. В этих условиях государство ставит задачу перед третейскими судами разгрузить перегруженные арбитражные и районные суды в части рассмотрения экономических споров.
Государственные суды, как ни крути, встроены в систему чиновничьей иерархии, что не дает им быть полностью самостоятельными. Третейские же суды принадлежат только тем лицам, которые его учредили.
Людмила ИВАНОВА
Если у третейского суда в числе учредителей много организаций, то такой суд больше подвержен внешнему влиянию этих же самых учредителей и их руководителей. Образцовый третейский суд должен иметь минимальное количество учредителей, и лучше, чтобы это были физические лица. А лучше, чтобы это было одно физическое лицо. Тогда вопрос о независимости этого третейского суда не будет подниматься.
Добросовестные третейские суды сегодня сами публикуют информацию о своих учредителях, показывая свою открытость и прозрачность.
Третье, что должен иметь третейский суд, это наличие судебной практики и признание этих третейских судов государственными судами. Такое признание происходит, когда государственный суд выдает исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда.
Четвертое. Третейский суд должен иметь рекомендации бизнес-ассоциаций. Бизнес-сообщество очень внимательно отслеживает работу третейских судов, и так как третейский суд является институтом гражданского общества, то ассоциации рекомендуют те или иные третейские суды своим членам, чтобы они использовали в работе возможности третейских судов.
Пятый пункт - третейский суд должен работать больше одного года, что дает ему возможность приобрести минимальную судебную практику, способность грамотно рассмотреть экономический спор.
|