Недавно прошло Всероссийское совещание «Обеспечение
благоприятных условий проживания граждан за счет внедрения систем эффективного
управления жилищно-коммунальным хозяйством». Тема как нельзя более актуальная и злободневная. Наше жилищно-коммунальное хозяйство никак не может встать на ноги и бесперебойно функционировать на радость гражданам
Проблем здесь, как говорится, выше крыши, с ними российские жильцы сталкиваются практически каждый день. Самая
болезненная из них - высокие и все возрастающие тарифы на жилищные и
коммунальные услуги, не меньше мучают жильцов неотремонтированные дома, перебои
с вывозом мусора, отсутствие детских площадок, неубранные подъезды и так далее
и тому подобное, список может продолжить каждый жилец.
Самое, пожалуй, неправильное во всей этой чехарде, - это то,
что гражданин или группа граждан остаются один на один со службами ЖКХ, они вынуждены зачастую
прямо-таки биться за решение своих проблем. А это колоссальная трата нервов,
сил, времени и в конечном счете здоровья. В борьбе с управляющими компаниями,
не выполняющими своих обязанностей по управлению и содержанию домов, а лишь
собирающими с граждан деньги, жильцы, конечно, находятся в неравных условиях, и
часто проигрывают битву.
И все это, к сожалению, заложено в Жилищном кодексе РФ,
который определил, что собственники жилья, жители многоквартирных домов сами
должны отвечать за сохранность и содержание общего имущества дома. Как
показывает жизнь, государство, как регулятор этого сектора рыночных отношений,
рано устранилось от управления этим процессом или хотя бы контроля над ним.
Словом, как в известной поговорке об утопающих.
На Всероссийском совещании обсуждались многие вопросы ЖКХ:
как повысить качество жилищно-коммунальных услуг, как организовать в регионах
общественный контроль, как и за счет чего улучшить состояние жилищного фонда и
как его модернизировать. Предложений было много, возможно, некоторые из них
будут представлены в виде законопроектов.
А пока подготовлен проект постановления правительства,
позволяющий выстроить систему платежей так, чтобы управляющие компании
перестали быть посредниками в платежах. В предложенной модели каждый занимается
своим делом: управляющие компании и ТСЖ обслуживают дом и сообщают в ИРЦ данные
по потреблению. ИРЦ обобщает данные, формирует и отправляет платежку
гражданину. Банк осуществляет перевод денег.
Также предлагается ввести единую систему тарифообразования.
Сегодня разброс цен за одну и ту же услугу в разных регионах может достигать
десятки раз. При этом для граждан остается тайной за семью печатями, сколько же
реально стоит та или иная коммунальная услуга и кому уходят их деньги.
Но когда это еще будет, а живем мы сегодня и каждый день.
Президент России Дмитрий Медведев не на шутку рассердился на
безобразия, творящиеся в сфере ЖКХ, и дал ряд поручений по проверке
деятельности жилищников и коммунальщиков, а также поручил Правительству до 1
февраля подготовить изменения в законодательство по усилению государственного
надзора в сфере ЖКХ. Ну, наконец-то!
А вот в Татарстане буквально на днях был принят закон,
который называется «Об обеспечении защиты жилищных прав граждан». Этот закон
направлен на обеспечение защиты жилищных прав граждан путем осуществления
республиканского государственного жилищного надзора.
Это очень хорошая новость, дорогие граждане. Теперь каждый
из нас будет знать, куда и с каким вопросом можно обратиться, потому что в
законе четко прописано, какие полномочия в сфере обеспечения защиты жилищных
прав граждан есть у Кабинета Министров РТ, у органа государственного жилищного
надзора, у различных исполнительных органов государственной власти, у органов
местного самоуправления. В законе также обозначено, как должны обеспечивать
соблюдение жилищных прав граждан управляющие организации. Словом, этот закон
(конечно, при его неукоснительном соблюдении), сможет, наконец, привести
жилищно-коммунальные отношения между жильцами и поставщиками услуг в нормальное
русло.
Розалина ИБРАГИМОВА
|