Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 16:45

Главная » 2015 » Апрель » 10 » Ужасы войны и плена - не забыть
12:36
Ужасы войны и плена - не забыть

Когда началась Великая Отечественная война, Валентине Петровне БРЕКЕЛЕВОЙ было всего три года. В этом возрасте ее вместе с мамой и сестрой немцы угнали на принудительные работы сначала в Латвию, а потом в Германию. Так маленькая Валя стала узницей фашизма. Самыми яркими впечатлениями ее детства стали  горящий в небе самолет, бомбежки, ужасное непроходящее чувство голода и найденная немецкая игрушка бабочка с колечком, которую она хранила как зеницу ока, наказание за полкружки малины, собранной на хозяйском огороде. Сегодня мы публикуем рассказ Валентины Петровны о том времени и о себе

 Родилась я в 1939 году в деревне Назимово Псковской области. Мой отец работал портным, а мама была домохозяйкой. В нашей семье было шестеро детей. В 1940 году мы переехали районный центр Великие Луки. Там и начались наши беды.
Отец устроился портным в мастерскую «Военторга». Как-то в разговоре отец похвалил швейную машинку «Зингер», за это его и арестовали весной 1941 года. Осудили на 10 лет лишения свободы по 58 статье как врага народа только за то, что он похвалил зарубежную технику. Имущество было конфисковано, и мы остались без средств к существованию.
Началась война, и два старших брата ушли на фронт. Тогда мама приняла решение переехать к родным в деревню Михалкино Псковской области. Добираться туда пришлось 40 километров пешком. Пока шли, 17-летний брат заболел воспалением легких. Лечить было некому, да и лекарств не было, вскоре он умер.
В 1942 году немцы окончательно оккупировали территорию, на которой мы проживали. До этого она переходила то к немцам, то к нашим. Немцы заставляли население рыть окопы и траншеи.
А в начале 1943 года стали отправлять людей в Германию. Нас погрузили в товарные вагоны и вывезли в Латвию. Там распределили всех по хуторам. Латыши относились к нам как к рабам. Мама с сестрой ухаживали у них за скотом, а я по малолетству была предоставлена сама себе. Покидать территорию скотного двора строго запрещалось. Но я этого не понимала, и как-то отправилась собирать хозяйскую малину. Набрала полкружки для мамы и сестры, чтобы порадовать их после работы. Но хозяйка сделала выговор по этому поводу, и маме пришлось меня наказать. 
Через некоторое время нас снова собрали, погрузили на пароходы и отправили в Германию - там не хватало рабочих рук. По пути нас бомбили, и один из пароходов затонул. Приплыли мы в город Данцинг, там нас распределили по разным местам. В результате мы оказались в городе Франкфурт -на-Майне. Рядом была железнодорожная станция Оффенбах, куда определи работать маму с сестрой разгружать и сортировать грузы. Я же в это время крутилась рядом с другими ребятишками, Жили мы в ужасных условиях - в складских помещениях под железной дорогой, спали на цементном полу. Питались тем, что могли добыть - в столовой давали самый минимум. Еще нас постоянно бомбили, потому что англичане и американцы открыли второй фронт.
Весной 1945 года нас освободили американские войска и прикрепили к одной из частей Красной армии. С этого времени о голоде можно было забыть - нас стали кормить из солдатской кухни, и это было счастьем.
Когда мы вернулись в родные края, там было все разрушено и сожжено. Жили мы в полуразвалившейся бане 9 человек родственников. Снова начался голод. Мы ели все, что можно было жевать. Мама заболела в феврале 1947 года и умерла в возрасте 36 лет. Отец был еще в лагере, и мы с сестрой жили вместе с тетей.
В 1950-м году освободили отца, а затем и реабилитировали. Жить стало полегче. В 1956 году я окончила школу и приехала в Казань к брату, который после ранения на фронте лежал в госпитале. В Казани я поступила на работу на Казанский электротехнический завод, заочно окончила элктротехникум связи, а затем вечернее отделение Казанского авиационного института. Проработала я на электротехническом заводе 21 год, а затем перешла на завод «Радиоприбор». Там я трудилась в течение 16-ти лет конструктором в отделе главного конструктора, откуда и ушла на пенсию.
Я всегда вела активный образ жизни, принимала участие в общественной жизни. Сейчас я член республиканского Совета бывших несовершеннолетних узников концлагерей.
Прошли годы, но нам никогда не забыть ужасы войны и плена, которые мы пережили в детском возрасте. Нам всем и всегда нужно помнить, что только взаимопонимание и дружба, согласие и взаимопомощь между людьми разных национальностей и разных возрастов - путь к созиданию. А вражда и несогласие - путь к разрушению. Не стоит повторять исторические ошибки - ведь мы за них так дорого заплатили!
Записала Ирина СИБИРЯКОВА

 

Категория: История страны | Просмотров: 1137 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика