В Казани много библиотек, которые, несмотря на новые времена
- времена Интернета, остаются
популярными, как среди взрослых читателей, так и школьников.
Сюда идут за знаниями, чтобы, например, подготовиться к семинару, за душевными
переживаниями, которые можно получить, читая бессмертные
классические произведения, современную прозу и поэзию. Но
есть в Казани библиотека, без которой ее читатели
совсем не могут
обойтись. Находится она в школе-интернате для детей-инвалидов по слуху
Она - единственная в своем роде. Раньше такая библиотека была и у взрослых
неслышащих в Обществе глухих. Возглавляла ее неутомимая и неравнодушная сама
инвалид по слуху Татьяна Нужина. Но несколько лет назад по причинам нам
неизвестным, по крайней мере, секретарь не смогла нам их объяснить, библиотека
закрылась. Мы обратились к Татьяне Николаевне за разъяснениями. Вот что она, в
частности, рассказала нам: « За сохранение библиотеки я долго боролась, но
результат получился нулевой. Я писала во многие инстанции, вплоть до
Президентов Татарстана и России. Обращалась к депутатам Госдумы. В ответ -
тишина. В результате - библиотеку закрыли. Грузовик книг, который я отобрала
для школ, детских домов, институтов, увезли в макулатуру - у меня чуть инфаркт не
случился. А ведь эту библиотеку мы собирали 57 лет. Все это очень грустно…».
И получается, что на сегодняшний день взрослым читателям, не
представляющим своей жизни без книг, придется идти в обычную библиотеку, а это
создаст для них дополнительные трудности в и так непростой жизни. Правда, по
словам Нужиной, многие инвалиды по слуху пользуются Интернетом, а там есть
книги, газеты, журналы.
Но это было «лирическое» отступление на тему, а сегодня мы
будем говорить о детской школьной библиотеке, которой заведует Суфья Тазутдинова. И заведует она этим книжным
царством более 25 лет.
Библиотекарем Суфья Галеевна стала после окончания
библиотечного факультета института культуры. Сначала работала в обычной
библиотеке, а потом волею судеб пришла в школу-интернат. «Сначала я переживала,
- делится своими воспоминаниями Суфья Галеевна, - не очень понимала, как я буду
общаться с неслышащими детьми. Но прошло время, и я поняла, что лучше детей в
мире нет. Все, кто здесь работает давно, знают, что если человек не ушел из
школы через полгода работы в ней, тот уже не уйдет никогда.
Почему эти дети лучшие? Да потому, что они искренние,
открытые, коммуникабельные. Например, они всегда отметят, если я приду красиво
одетой или причесанной. Дети очень чутки к твоему настроению и обязательно
спросят, почему я сержусь, если им покажется, что я не в настроении. А недавно
ко мне подбежал один ученик и похвалился, что папа купил новую машину и
попросил меня выйти вместе с ним, чтобы посмотреть». Из рассказа библиотекаря я
поняла, что библиотека - это место, где школьники бывают часто.
Суфья Галеевна гордится, что у нее большой фонд, которому
может позавидовать любая школьная библиотека общеобразовательной школы. Фонд
составляет 30 тысяч книг, а сама библиотека занимает две комнаты: хранилище и
читальный зал. Конечно, если бы не воля и желание администрации школы и в
первую очередь директора Ольги Храмушиной, которая сама является активным
читателем библиотеки, вряд ли книжный фонд был бы таким завидным.
Конечно, в самую первую очередь огромное внимание уделяется
книгам для самых маленьких, ведь если детей не приучить к книге с младых
ногтей, трудно будет заманить ребят в библиотеку в более старшем возрасте. И
здесь есть своя специфика, так как неслышащие дети воспринимают мир в основном,
глазами. А, значит, литература должна быть красочно оформлена - с большими
цветными картинками. Много в фонде сказок, которые школьники младших классов
обожают. Большой выбор и познавательной литературы, благодаря которой ребенок
наиболее наглядно и доступно знакомится с окружающим миром.
Например, существует такая серия, как «Тематический словарь
в картинках». Это буклеты, в которых картинки занимают больше площади, чем
слова. Есть в серии словари на темы «Транспорт», «Одежда», «Посуда», «Времена
года» и так далее. Для старших детей есть буклеты о первопроходцах космоса, о
героях Отечественной войны 1812 года, много справочной литературы о великих
русских писателях: Александре Пушкине, Михаиле Лермонтове и многих других.
Кроме того, в библиотеке постоянно проводятся тематические выставки,
посвященные знаменательным датам, о которых дети должны знать.
К примеру, такие праздники, как День Победы, День
космонавтики, День защитника Отечества и другие. Школьная библиотека - это не
только место, где можно взять книгу, но это еще и учебный класс для младших
школьников, где Суфья Галеевна проводит с ними занятия по внеклассному чтению.
И здесь в ход идут не только книжки, но и игрушки, с помощью которых ставятся
настоящие спектакли. Кстати, дети-читатели являются «врачами» так называемой
«Книжной больницы», которые сами чинят порванные книги.
Популярна библиотека и среди учителей. И именно для них
выписываются специальные газеты и журналы в помощь для работы. Среди них такие
периодические издания, как «Учительская газета» и журналы «Воспитание и
обучение», «Коррекционная педагогика», «Педсовет», «Последний звонок» и многие
другие. Кстати, очень приятно, что и наш «Выбор» - обязательное издание в библиотеке.
А в будущем в планах школы сделать ремонт в библиотеке,
пополнить книжный фонд нужными учебниками и беллетристикой. А еще планируется
установить в читальном зале компьютеры и подключить Интернет. И все-таки
главное в библиотеке, по крайней мере, школьной, это не техническая
оснащенность, а атмосфера доверия и любви, в которую попадает ученик. За годы
работы в школе-интернате Суфья Галеевна выучила жестовый язык - главный язык
общения в этом учебном заведении. «А что не понимаю, спрашиваю у детей, -
смеется библиотекарь, - и они с удовольствием мне подсказывают».
Миляуша САЛИМЗЯНОВА
|