В современной России в связи с происходящими изменениями в социально-экономической, политической и других сферах
жизни общества проблема детской инвалидности стала одной из самых актуальных.
Исследования показывают, что практически все медико-биологические параметры
состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились
В последние годы отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно рождается более 30 тысяч детей с аномалиями,
70-75 процентов из них являются инвалидами. Сегодня в России, по статистике,
около 1 процента инвалидов с детства, причем, врачи уверены, что на самом деле
их гораздо больше.
Процесс роста числа людей с ограниченными возможностями
характерен не только для России, но и для всей планеты. Эксперты ООН и
Всемирная Организация Здравоохранения считают, что 10 процентов населения
земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера -
каждый десятый из них, более 120 млн - это дети и подростки.
Совсем недавно Россия наконец ратифицировала Конвенцию ООН о
правах инвалидов, да только, когда эти права будут реализованы, пока не
известно.
Проблема «ребенок-инвалид» - многогранна. С одной стороны -
семья ребенка-инвалида, которая вынуждена биться за выживание, за социальную
защиту, за образование своего ребенка. С другой стороны - сам ребенок-инвалид,
проблема которого заключается не только в отсутствии слуха, зрения, способности
передвигаться и возможности жить полноценной жизнью из-за состояния здоровья, а
в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового
сверстника, от круга его дел, интересов, забот.
И здесь главное, чтобы все вместе, и медики, и педагоги, и
психологи, и, конечно, семья сделали все, чтобы минимизировать барьеры и
приспособить детей к жизни.
Исследования так называемой «модели будущего»
детей-инвалидов показали, что она отличается от «модели будущего» здоровых
детей, что вполне объяснимо. В 14-15 лет 36 процентов особых детей, как их
называют в последнее время, мечтают об улучшении здоровья и все 100 процентов -
о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем
сужено - жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная
окраска будущего у детей-инвалидов отрицательная - они не уверены в своих
шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в
лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей.
По утверждению многих специалистов инвалидность сама по себе
не является психологической проблемой. Проблемой является процесс социальной и
психологической адаптации человека с ограниченными физическими возможностями,
то есть способность его мирно сосуществовать с другими людьми, ставить и
достигать цели, решать бытовые задачи.
В Конвенции о правах инвалидов, которую, как мы уже
сообщали, наше государство наконец ратифицировало, то есть подписалось под
всеми статьями Конвенции, есть статья 7 под названием «Дети-инвалиды». В ней
говорится:
1. Государства-участники принимают все необходимые меры для
обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и
основных свобод наравне с другими детьми.
2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов
первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды
имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды,
которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости,
наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и
возрасту, в реализации этого права.
Таким образом, у детей-инвалидов появилась более надежная
основа для оптимистичного взгляда в будущее. Лишь бы наше государство полностью
реализовало свои обязательства.
Накануне Международного дня защиты детей Президент России
Владимир Путин встретился с председателем Совета Федерации Валентиной
Матвиенко.
Матвиенко напомнила, как в ноябре на встрече Путина с
советом палаты говорили о национальной стратегии в интересах детей. «Совет
Европы очень настоятельно рекомендует принятие таких стратегий, и, в общем-то,
в большинстве стран они есть», - сослалась на международное мнение глава
Совфеда.
«Мы, Совет Федерации, Государственная Дума, с участием
широкого круга общественных, неправительственных организаций, экспертов и
специалистов в этой сфере - такую стратегию разработали, она прошла
парламентские слушания», - доложила о проделанной работе Матвиенко. По ее
словам, и генсек Совета Европы очень высоко отозвался о концепции.
В концепции много внимания уделено и проблемам
детей-инвалидов, которые ждут своего решения уже много лет. Программа
рассчитана на срок до 2017 года.
Помимо концепции, у Матвиенко была еще одна просьба - как
можно быстрее подготовить ратификацию принятых Советом Европы факультативных
протоколов к Конвенции о защите детей. Их подписали уже 154 страны.
Людмила ИВАНОВА
|