Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 23.04.2024, 09:31

Главная » 2020 » Сентябрь » 11 » Волшебная музыка
15:11
Волшебная музыка

Местная общественная организация помощи детям «Центр диагностики и консультирования «Поиск» проводит большую работу по вопросам оказания помощи детям с аутизмом

В последние годы по всему миру резко выросло число детей с расстройством аутистического спектра. Аутизм входит в четверку самых распространенных заболеваний детского возраста, уступая лишь сахарному диабету, бронхиальной астме и эпилепсии. Вопросы образования детей с аутизмом и оказание своевременной помощи семье, воспитывающей такого ребенка невероятно актуальны как для России, так и для Татарстана. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» был сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа - это школа для всех.

В настоящее время для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в школах открывают ресурсные классы, где эти дети могут получить образование. Что касается дополнительного образования - здесь все очень сложно.  Обеспечение качественного образования для таких детей подразумевает создание специальных условий обучения с учетом их особых образовательных потребностей. Существующие учреждения дополнительного образования не готовы работать с детьми с РАС.

В связи с этим, при поддержке Министерства экономики Республики Татарстан, в этом году началась реализация проекта «Волшебная музыка», направленного на создание специальных условий для дополнительного образования детей с аутизмом. Основная идея проекта - выявление и развитие творческих способностей детей с нарушениями в развитии, создание «ситуаций успеха» для каждого ребенка независимо от диагноза с применением возможностей музыкальной сенсорной комнаты.

    Центр диагностики и консультирования «Поиск» ежемесячно посещает более 40 детей с аутизмом, что составляет 40% от общего числа детей. У нас есть лицензия на дополнительное образование детей. Есть специалисты, владеющие методиками работы с детьми с аутизмом, одна из которых - музыкальная терапия с элементами сенсорной интеграции. Оснастив два кабинета нашего филиала в Авиастроительном районе Казани специальным оборудованием, мы начали работу.

Музыкальная терапия помогает детям с аутизмом улучшить навыки в таких областях, как коммуникация, социализация, моторика, восприятие и сенсорика.  Сенсорные комнаты могут помочь стимулировать, развивать и балансировать сенсорные системы человека. Нам предстояло объединить две эти области и помочь детям с особыми потребностями полностью расслабиться, зарядиться позитивной энергией для активной деятельности. Ведь согласно научным исследованиям, еженедельные сеансы музыкальной терапии в сенсорно насыщенной среде оказывают положительное влияние на поведение детей с аутизмом и формирование у них музыкальных навыков.

Музыкальная терапия не может излечить аутизм и снижение интеллекта, но с ее помощью педагог может взаимодействовать с ребенком в создании музыки, что смягчает нежелательное поведение. Педагогу необходимо «встретиться» с ребенком в его стихии, поэтому занятия в основном состоят из импровизаций. Клиническая импровизация в процессе терапии определяется как «музыкальная импровизация, которая имеет специфические терапевтические значение и цель и создается в среде, облегчающей ответную реакцию и взаимодействие».

Миша - крепкий мальчик, гиперактивный, с деструктивным поведением и физически сильный, не способный свою силу контролировать. Придя в музыкальную комнату в первый раз, он пронзительно кричал, пинался и прыгал. Он не разговаривал, выглядел крайне дезориентированным, временами опасным. Представлялось, что окружающее он не воспринимает. Прошло несколько дней, в течение которых мы наблюдали за его поведением, и педагогам удалось наладить с ним взаимодействие. Они осторожно и бережно держали его за руку, готовые предупредить возможную вспышку агрессии, ввели визуальное расписание, в котором одной из активностей была игра на музыкальных инструментах. Его удивление, когда он услышал звук маракасов и барабанов, сменилось лучистой улыбкой, и Миша впервые посмотрел педагогу в глаза. Звук вызвал неожиданную радикальную перемену. Под «коркой» агрессивного поведения мы обнаружили жилку доброты и способность к восприятию музыки. Несколько месяцев, пока Миша ходил в наш Центр, без особого труда общался с педагогом с помощью барабанов и непременно проявлял интерес к маракасам. Его поведение изменилось настолько, что он уже смог присоединиться к группе других детей, однако, продолжал нуждаться в индивидуальных занятиях. Миша научился бережно держать инструменты и прислушиваться к звукам, которые он извлекал с их помощью. Его неослабевающее внимание было крайне примечательно.

Рамис - двенадцатилетний мальчик с аутизмом, у которого случались тяжелые эпилептические припадки. Находясь в музыкальной комнате, он, казалось, не реагировал ни на людей, ни на предметы. Он не откликался ни на один звук, независимо от его природы. Однажды, как обычно, его привели в музыкальную комнату, и он по обыкновению забрался на диван, неподвижный и молчаливый, невосприимчивый ни к звукам, ни к действиям, которые совершались вокруг него. В руках Рамис держал маленькую деревянную палочку, которую забрать у него было невозможно. Когда педагог попыталась привлечь его внимание игрой на чимесе, напоминающей соловьиную трель, мальчик отреагировал мгновенно. Внезапно он словно очнулся, подняв голову и озираясь. Затем он ответил, постучав по столу своей палочкой. Получился настоящий диалог, во время которого Рамис откликался на песню, постукивая палочкой. Потом он впервые начал издавать громкие резкие звуки. Педагоги стали использовать интерес ребенка к музыкальной трели, чтобы обратить его внимание на другие инструменты, на которых он смог бы играть своей палочкой и выстукивать ответы (небольшие инструменты, например, колокольчик или бубен).

В этих двух случаях (и множестве других) дети начали осознавать звуки, которые слышали, и активно на них отвечать. Окружающая ребенка музыка способна менять его настроение и поведение - от апатии до бурной деятельности и наоборот. Музыкальный опыт может как стимулировать, так и подавлять активность, как будто гипнотизируя ребенка. В последнем случае есть серьезная опасность нанести ребенку вред. Ребенок замыкается в себе, отгораживается от мира, начинает раскачиваться или мычать, как бывает при навязчивых состояниях, взгляд его становится отсутствующим.

   Музыка для него - это способ уйти от реальности, изолироваться, защититься от какого бы то ни было вторжения. Такой опыт создает прискорбную условно-рефлекторную реакцию, и педагогу приходится бороться с этим состоянием, которое необходимо изменить так, чтобы ребенок начал хотя бы в какой-то мере воспринимать действительность.

Положительные реакции ребенка с аутизмом на музыку, которую он слышит или слушает, часто непредсказуемы, поскольку его поведение нерационально. Рецептивная методика может влиять на глубоком уровне, однако точный механизм этого влияния нам неизвестен. Тем не менее мы можем увидеть у ребенка признаки удовольствия или недовольства, способность впитывать и запоминать, желание повторить опыт или же избежать его.

Мы можем наблюдать и другие факторы: непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр, присущие любому звуку или музыке. Дети могут выказывать страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Также мы можем наблюдать переход от слышания к слушанию и видеть, что ребенок вступает в ту область, где музыка и звуки воспринимаются осознанно.

Кроме того, дети с расстройством аутистического спектра по-разному реагируют на присутствие взрослых или других детей. Некоторые из них сопротивляются взаимодействию. Это приходится учитывать, прежде чем налаживать с ребенком какие бы то ни было доверительные отношения. Длительно и постепенно, с использованием научно доказанных методик работы с детьми с РАС, ребенок оказывается вовлечен в совместную с педагогом деятельность. Теперь у ребенка рождается ассоциация «занятие – удовольствие и свобода», которые он познал. Он начинает доверять педагогу, выполнять определенные инструкции, соблюдает правила и постепенно входит в детский коллектив.

Ведь посредством использования музыкальной терапии, дети начинают общаться друг с другом. Вербальный язык требует понимания, кодирования и декодирования символов, имеющих общепринятое значение. С музыкой дело обстоит иначе, она мыслится как универсальное средство коммуникации, обычно расценивается как индивидуальный опыт, несмотря на то, что на нее накладывают свое влияние особенности культуры. Тем не менее музыкальная терапия широко использует «союз» речи и мелодии. Мы знаем, что музыка или звук способны спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться началом речевого высказывания. Это обнаруживает стремление к коммуникации.

Цель в данном случае - установить позитивный контакт между ребенком и средой, стимулировать его и дать толчок к переменам в нем. Ребенку можно предложить также выбрать вид деятельности и способы, с помощью которых он реализовал бы свои предпочтения. Слушание звуков подталкивает к тому, чтобы их производить, и таким образом мы приходим к активной методике, которая помогает ребенку раскрепоститься.

Фируза ЛУКОНИНА,  менеджер по проектам Центра диагностики и консультации «Поиск»

Категория: Инвалид и общество | Просмотров: 338 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика