Школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья открылась в 2001 году. Тогда это было первое подобное образовательное учреждение в Казани. И все эти годы его возглавляла педагог с многолетним стажем Екатерина Михайловна Рожкова. С момента открытия школы количество учащихся увеличилось вдвое - сегодня здесь учится 160 детей
Аяз Халимов до четвертого класса учился в Лаишевском интернате, а когда его семья перебралась в Казань, то мальчик стал учеником школы №172. «Я не вижу с рождения вообще, - говорит Аяз. - Когда я пришел в эту школу, то ребята приняли меня дружелюбно. У нас здесь все друг друга знают и все друг другу помогают. Все, кто учился со мной с четвертого класса дошли до одиннадцатого, это шестеро человек. Я надеюсь, что мы будем общаться и после школы».
Про Аяза учителя говорят, что он способный юноша. Аяз хорошо учился, закончил музыкальную школу, играет на флейте, активно занимается спортом. Любовь к легкой атлетике ему, как и другим его одноклассникам, привил школьный учитель физкультуры Рамиль Наильевич Ахмадеев.
Аяз мечтает поступить в университет на юридический факультет. Его не смущает солидный конкурс в вузе на эту престижную специальность.
Одноклассник Аяза - Алмаз Басыров хочет учится в Российском исламском университете. «Рассчитываю поступить»,- говорит он. «Надеемся, что так и будет», - поддержала Алмаза его мама. Она добавила, что у сына были очень хорошие преподаватели и довольна тем, что ее ребенок учился именно в этой школе.
«Мы принимаем детей по направлению республиканской медико-педагогической комиссии, по самым жестким требованиям, предъявляемым к таким школам, как наша. Поскольку в настоящее время школа не вмещает всех желающих, мы принимаем в основном детей с патологией зрения. Они составляют 97 процентов от всех учащихся. Остальные 3% - это дети, имеющие не только нарушение зрения, но и другие патологии: детский церебральный паралич (ДЦП), слабослышащие, а также часто болеющие дети», - рассказала Екатерина Михайловна Рожкова.
По ее словам, на сегодняшний день из 160 учеников школы 25 обучаются на дому. «Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не могут посещать школу. К ним учителя приходят на дом. Из общего количества наших учеников более 50 обучаются по системе Брайля с использованием рельефных шрифтов. Это не обязательно слепые дети, у них есть остаточное зрение, они видят, но не могут работать в плоском письме, пояснила Рожкова.
Образовательное заведение оснащено всем необходимым оборудованием для успешного обучения слепых и слабовидящих детей. В школе не без гордости говорят о том, что на протяжении всех лет обучения единый государственный экзамен (ЕГЭ) не завалил ни один из учеников. «При этом, у нас были дети, которые получали сто баллов по русскому языку, по физике. Это прекрасный результат», - говорит директор школы.
Выпускники школы получают аттестат государственного образца. И это дает им возможность поступить практически во все вузы нашей республики и страны.
«Многие наши ребята уже нашли себя в жизни, среди них есть и спортсмены, и музыканты, которых знают не только в Татарстане и России, но и заграницей - во Франции, в Америке. В пример можно привести вокально-инструментальный ансамбль «НеЗаМи». В свое время кураторство над ними взял известный музыкант и замечательный человек Дмитрий Андреевич Бикчантаев. Он организовал этот коллектив, научил ребят играть на музыкальных инструментах. Сегодня каждый из них владеет семью - восьмью инструментами», - рассказала Рожкова.
Школа это, прежде всего, педагоги, которые в ней работают. Все учителя казанской школы №172, помимо высшего образования, имеют еще и второе профильное образование по специальности тифлопедагог, то есть специалист, который умеет работать со слепыми и слабовидящими детьми.
Екатерина Михайловна убеждена, что педагоги, с которыми она трудилась все эти годы, люди особенные. «Самое большое достояние нашей школы - это учителя, порой забывающие о своей семье. Они знают, что у них в классе есть слепой ученик, которого надо сводить в столовую, отдать в группу продленного дня. Эти люди полностью отдают себя детям», - рассказывает о своих коллегах директор школы.
«Если педагог пришел в нашу школу и не принял детей такими, какие они есть, он уходит, но тот, кто смог их принять, тот остается навсегда», - говорит Рожкова.
Искренние слова признательности своим учителям высказали вчерашние ученики на выпускном вечере. Они читали шутливые стихи на темы школьной жизни, дарили цветы. От таких трогательных и еще по-детски наивных признаний у многих сидящих в зале взрослых наворачивались слезы.
Под конец вечера слово взяла директор школы Екатерина Михайловна Рожкова и обратилась к родителям: «Поздравляю вас, дорогие мои мамы, папы и бабушки. Только благодаря вашим усилиям ваши дети закончили школу - преодолели эту важную в жизни ступень. Пусть каждая последующая ступень дается им легче. Я очень хочу, чтобы ваши дети доставляли вам радость и счастье».
Ася ГАЙФУЛЛИНА
|