Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 23:02

Главная » 2011 » Декабрь » 16 » «Все дети имеют равные возможности»
12:10
«Все дети имеют равные возможности»
В этом абсолютно уверен Артем Каменщиков, сотрудник Национального музея РТ, главная обязанность которого, по его словам, заключается в социальной работе. И кому, как ни Артему Васильевичу, самому инвалиду по зрению, не знать об этих самых возможностях детей-инвалидов. Он уверен, что эти дети имеют ограниченные возможности только по здоровью, а во всем остальном они могут дать фору всем остальным своим ровесникам
Артем Каменщиков до своей работы в музее преподавал историю в казанской школе №172 для слабовидящих детей. Наверное, он так бы и занимался своей любимой историей с детьми, если бы не слабое здоровье. А нагрузки в школах достаточно большие. Это 6 уроков каждый день, и классное руководство, а ведь еще и планы надо писать и многое другое. 
И когда Артему Каменщикову год назад предложили стать сотрудником Национального музея, он с радостью согласился. Во-первых, график работы не был таким плотным, а во-вторых, он не только не ушел далеко от своих детей, но даже расширил свой круг общения со школьниками. Его главным условием при смене работы было то, что он вплотную будет заниматься социальной работой не только со «своими» детьми, то есть инвалидами по зрению, но и другими: инвалидами по слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата, другими.
Нельзя сказать, что в музее до прихода Артема не велась работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В отделе культуры ежегодно готовился план мероприятий по работе с детьми-инвалидами и другими социально незащищенными категориями людей. Сегодня же все связи с ними держит в своих руках Артем Каменщиков. И это позволило расширить, как говорится, круг друзей музея.
Особенно «тесно» было  в музее во время Декады инвалидов, которая традиционно  стартовала 3 декабря - в Международный день инвалидов. Обычная работа с детьми-инвалидами заключается в проведении экскурсий различной тематики по музею, а также познавательные экскурсии по городу. Конечно, такие мероприятия происходят не каждый день. В Декаду же  проводилось  по 2 занятия ежедневно, как называет эти встречи Артем Каменщиков. И в каждом занятии   принимали  участие по 15-20 школьников.
Например, одна из самых любимых детских экскурсий называется «Волшебный музейный сундучок». Дети попадают в избу XIX века, где из волшебного сундучка экскурсовод достает разную старую утварь: старинную посуду, самовар, лопату… Мальчишкам особенно нравится экскурсия «Рати сверкающая сталь», на которой можно увидеть средневековое оружие. «В гостях у мамонта» дети знакомятся с этим огромным животным, о размерах которого можно судить по выставленным бивням, ребрам…
Экскурсия «Волшебный мир игрушки» позволяет всем желающим своими руками смастерить свою собственную куклу. На экскурсии «Да будет свет!» можно познакомиться со всей цепочкой развития электричества: от древнего костра до современной лампочки.
Сам Артем Васильевич очень любит тему истории городского транспорта и рассказывает с удовольствием об этом детям на экскурсиях. Благо, есть в музее что показать: и карета XVIII века, и пролетка XIX века. Есть даже штурвал парохода, который плавал по Волге в позапрошлом веке. Кстати, для слабовидящих детей Артем Каменщиков добился разрешения трогать экспонаты руками, что категорически запрещено для остальных посетителей.
«Радостно смотреть на детей, глаза которых светятся от восторга, когда они приходят в музей. Однажды получилось так, что я ехал в одном автобусе с мамой ребенка, страдающего ДЦП. Они возвращались из музея. Мама не видела меня, а я слышал, как она с восторгом рассказывала кондуктору о посещении музея. Мне было очень приятно слышать это».
Благодарными гостями музея Артем Васильевич считает глухих детей, которые приходят со своим переводчиком. Правда, он не понимает, почему преподаватели школы-интерната №6 для слабослышащих детей просят давать как бы облегченные экскурсии для своих детей. Например, только такую, как «Времена года», на которой детям рассказывают о птицах и животных. А, например, те же самые дети, которые приходят учиться после школы в ТИСБИ, с удовольствием посещают занятия в музее на куда более сложные темы.
«Надо ломать стереотипы, - уверен бывший учитель, - мы в музее об этих детях говорим не «особые», как принято называть их в некоторых кругах. Они просто другие - у них есть некоторые ограничения по здоровью. А во всем остальном они ничем не отличаются от своих здоровых сверстников. Хотя, конечно, при подготовке экскурсий, я всегда советуюсь с учителями, которые хорошо знают своих учеников, знают, что им интересно и необходимо». К теме о том, что детей с ограниченными возможностями здоровья надо адаптировать к повседневной обычной жизни, относится, по мнению бывшего учителя, и мероприятие, которое состоялось  3 декабря.
В музей  пришли ученики из школы №1 для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Они не только познакомились  с птицами и животными, но встретились  и с членами клуба филателистов. Опыт показывает, что эта тема близка таким детям и, может быть, кто-то из них найдет себе занятие по душе.
Одно особенно заботит музейного работника. Дело в том, что очень мало они работают с детскими приютами. И прежде всего это касается тех, которые расположены за пределами Казани. Если столичные приютские дети худо-бедно могут приехать в музей, то для отдаленных детей - это вопрос практически не решаемый. А ведь кому, как не им так необходимо общение, выход, как говорится в свет, из их «одиноких застенков».
Болит душа у музейных работников и о таких социально незащищенных категориях людей, как взрослые инвалиды и ветераны. Они также - частые гости национального музея. Артем Каменщиков поддерживает тесные связи или, как он сам говорит «плотный контакт» с самыми разными инвалидными и ветеранскими организациями. В их числе около 50 объединений. Конечно, это и такие столпы как ВОС, ВОИ, ВОГ, а также и более маленькие, хотя и не менее известные организации, как «Вера», «Ника», «Лилия» и другие.
Вот и в Декаду инвалидов двери музея были  открыты для них. А 8 декабря состоялась, как говорится, премьера: впервые в Национальном музее выступил  известный казанский хор инвалидов по зрению под управлением Анны Тихомировой. Артем Васильевич очень рад, что зрителями были не только ровесники участников хорового коллектива, но и молодежь, которая не сможет не оценить певческое мастерство, а, может быть, и сама захочет вступить в этот известный коллектив.
Артем Каменщиков очень доволен, что не только занимается любимым делом, но и сам попал в хороший дружный коллектив единомышленников. И он с легким сердцем в начале Декады инвалидов уехал в Москву, где заканчивает курсы при ВОС и пишет  диплом на тему реабилитации инвалидов по зрению музейными средствами.  Артем Васильевич ни на минуту  не усомнился в том, что все занятия   пройдут без сучка и задоринки благодаря мастерству музейных работников. Так оно и получилось.
Зато  к  5-му  декабря он вернулся, чтобы   вместе с коллегами поехать в Лаишево в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей, которую закончил в свое время. Здесь прошли  очень интересные  мероприятия  в рамках специальной благотворительной музейной программы «Спешите делать добрые дела». А доброе дело для таких детей - это дать им понять и почувствовать, что они не особые, а такие же, как и все остальные дети.
Миляуша САЛИМЗЯНОВА
 
Категория: Инвалид и общество | Просмотров: 1954 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика