Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей
Калашников предлагает полностью запретить рекламу лекарств.
Он сообщил, что лично готовит такой законопроект
«Я как гражданин считаю
кощунственным предлагать людям лечиться
по рекламе», - подчеркнул он. Депутата поддерживают многие медики, но с
существенными оговорками. С одной стороны, самолечение недопустимо, если речь
идет о серьезных заболеваниях, поскольку может нанести серьезный вред здоровью.
В нашей же стране самолечение процветает. Этому во многом способствует порочная
практика, когда отнюдь не безобидные, имеющие массу противопоказаний препараты
(за исключением разве что наркотических и психотропных) можно спокойно купить в
аптеке без рецепта. С другой стороны, плохая работа поликлиник, когда на прием
к врачу трудно записаться, когда нужно отстоять многочасовую очередь, тоже
подталкивает людей к тому, чтобы справляться со своими проблемами
самостоятельно. Им проще прийти в аптеку, посоветоваться с провизором (а это
все же не врач!) и купить лекарство самостоятельно.
Но самолечение - не единственная причина, из-за которой
Калашников предлагает «свернуть» рекламу лекарств. По его мнению, в рекламе
фармпрепаратов есть глубокое противоречие: с одной стороны, «таблетка лечит
навсегда и от всего». С другой стороны, реклама тут же указывает, что есть
противопоказания.
Вот тут с депутатом можно поспорить. Нет в природе лекарств,
не имеющих противопоказаний. Обращать внимание покупателей на этот факт - прямая
обязанность производителей и продавцов лекарств, этого требует закон о рекламе.
Что касается утверждения «лечит от всего» - это, скорее, относится к
недобросовестной рекламе БАД. Производители лекарственных средств в абсолютном
большинстве случаев рекламируют свою продукцию корректно, в полном соответствии
с законом о рекламе.
Минздравсоцразвития хочет ограничить рекламу биологически
активных добавок.
«Если говорить о рекламе лекарств, в России действуют
положения, соответствующие законодательству развитых стран, - пояснил глава
Союза профессиональных фарморганизаций Геннадий Ширшов. - Реклама рецептурных
препаратов допускается только в специализированных (медицинских) изданиях, а
также на медицинских симпозиумах, конгрессах, конференциях. Иначе каким образом
врачи смогут узнать о появлении новых препаратов? В «обычной» прессе, по
телевидению идет реклама безрецептурных препаратов, то есть давно
присутствующих на рынке, хорошо себя зарекомендовавших, проверенных. Реклама
безрецептурных лекарств разрешена законом».
Это, кстати, подтверждают и в Минздравсоцразвития. В
министерстве тоже готовятся предложения по ограничению рекламы, но это касается
в первую очередь не лекарств, а биологически активных добавок (БАД) - именно
потому, что БАД, по определению не являющиеся лекарствами, в рекламе зачастую
преподносятся как панацея «от всего». «Что касается введения запрета на
безрецептурные препараты - это, конечно, можно обсуждать, но международная
практика такова, что практически во всех странах такие лекарства рекламируются
свободно», - отметили в министерстве.
«Есть еще одно обстоятельство. Россия серьезно отличается от
других развитых стран структурой лекарственного обеспечения, - отмечает
Геннадий Ширшов. - В Европе, США, других развитых странах лекарства повсеместно
включены в системы медицинского страхования. Пациенты защищены - придя к врачу,
они всегда получат качественное и доступное по цене лекарство. Поэтому доля
безрецептурных медикаментов на зарубежных рынках незначительна - от 10 до 15
процентов. Доля безрецептурных лекарств на рынке России по разным нозологиям
составляет от 35 процентов до 50 процентов.
Нам нужно думать о внедрении лекарственного обеспечения на
принципах страхования, улучшать работу первичного звена здравоохранения. Тогда
пациентам самим будет выгоднее получать лекарство через врача, по рецепту, а не
покупать его самостоятельно. Если это будет сделано, то и нужда в рекламе
лекарственных препаратов отпадет сама собой».
|