Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 17:44

Главная » 2010 » Октябрь » 1 » Заслуженный отдых откладывается?
13:30
Заслуженный отдых откладывается?
С 2015 года возраст выхода на пенсию и у мужчин, и у женщин может быть увеличен до 62,5 года - поэтапно, по полгода за каждый год. Такое предложение подготовлено в Минфине РФ. 
Его глава Алексей Кудрин в последнее время не раз выступал за повышение пенсионной «планки». Но до окончательных решений далеко. Алексея Кудрина поддерживает помощник президента Аркадий Дворкович. Той же точки зрения - «не хочется, но надо» - придерживаются и многие экономисты. Прямо противоположное мнение - повышение возраста не панацея, нужно искать другие пути - отстаивают в Минздравсоцразвития и Пенсионном фонде России.
Тема пенсионного возраста - страшно неблагодарная. Аморально рассуждать о том, что стариков слишком много и кормить их нечем. Отвратительно, когда экономить на них, старых, собираются молодые. Но никуда от этой правды не денешься. И хотя наши власть имущие заверяют, что ничего такого не будет, на самом деле пенсионный возраст, скорее всего, будут вынуждены повышать. Наши 55 лет для женщин и 60 для мужчин установлены в 1932 году.
Сначала изучили, в каком возрасте рабочие на заводах обычно уходят на пенсию по инвалидности, так и решили: не может работать, пусть отдыхает. Получилось 55 и 60 лет. Но надо сказать, что условия труда па предприятиях тогда, мягко говоря, были несколько иными.
И с точки зрения безопасности для здоровья, и с точки зрения продолжительности. Например, практиковалась шестидневная неделя. Ясно, что и в те времена были конторские работники, которые не калечились к 60 годам. Но их было меньше. Да и ситуация в обществе была принципиально иной. Доля граждан старше 60 лет была немногим больше 6 процентов. Сейчас - почти 20. Каждый работающий сейчас кормит втрое больше пенсионеров, чем тогда. И дальше будет хуже: продолжительность жизни растет, а пенсионный возраст - нет. В общем, все идет к тому, что надо повышать. Но это в теории. А на практике: человек совершенно не обязан отвечать за проблемы государства, если он честно работал всю жизнь, отчислял платежи со своей зарплаты и знал, что в 60 (в 55) для него наступит заслуженный отдых. Любая попытка заставить его подождать пару лет чревата вполне заслуженным возмущением, которое власти не могут себе позволить. Особенно накануне выборов. И правда: человек не должен отвечать за то, что все его пенсионные отчисления на протяжении десятков лет государство проело. А теперь ему нечем латать дыру в бюджете. Если обсуждать эту проблему не с точки зрения политиков, думающих о следующих выборах, а с точки зрения долгосрочных интересов страны, то мы увидим глобальное противоречие. С одной стороны, низкий пенсионный возраст (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) - это «священная корова» , «завоевание трудящихся», как и 8-часовой рабочий день. С другой стороны, жизнь ушла вперед по сравнению с первой половиной XX века, когда эти истины казались непререкаемыми. Прогресс человечества - это не только повышение продолжительности жизни человека, но и удлинение периода его активной творческой и созидательной деятельности.
«Дееспособность» или «трудоспособность» при нормальной медицине и технически оснащенном труде - не изнуряющем физически и не подрывающем здоровье - должна удлиняться. Падающая рождаемость в развитых странах компенсируется удлинением периода нормальной, не просто добровольной, но востребуемой работником трудовой деятельности и после 55 или 60 лет. Именно это и происходит в Европе, где повышение пенсионного возраста в последние годы стало общей тенденцией.
Но в России не так. У нас низка продолжительность жизни, в кризис растет безработица, а широко распространенный феномен работающего «пенсионера» - проявление не только низкого пенсионного возраста, но и низкой пенсии - люди вынуждены продолжать работать, чтобы не допустить резкого падения своих доходов на отметке 60 или 55 лет. По данным Росстата среди мужчин старше 60 лет работают 23,5 процента, среди женщин старше 55 - почти половина (48 процентов).
Таким образом, 7 процентов нашей рабочей силы достигло официального пенсионного возраста. Сейчас на 100 пенсионеров приходится 128 работающих, в 2012-м их станет 112, а к 2030 году соотношение сравняется. С политической точки зрения самое уязвимое место сторонников повышения пенсионного возраста - низкая продолжительность жизни в России. Психологически для гражданина очень трудно принять мысль о том, что ему придется работать еще дольше, когда он знает, что средняя продолжительность жизни у мужчин едва выше 60 лет (61,8 года), у женщин - 74,2 года. В реальности же столь низкая продолжительность мужской жизни объясняется колоссальным количеством ранних смертей в трудоспособном возрасте: от водки, наркотиков, насилия, короче - из-за низкой ценности человеческой жизни и наплевательского отношения к ней. У нас до 60 лет доживает 60 процентов мужчин (в США - 77 процентов). Конечно, повышение возраста - решение «организационно» простое, но, с другой стороны, крайне непопулярное. А расчеты, сделанные в Минздравсоцразвития и ПФР, показывают, что положительный эффект в случае увеличения пенсионного возраста будет кратковременным. Да, дефицит уменьшится, потому что на первых порах станет меньше пенсионеров. Но к 2020 году «отложенные» граждане начнут выходить на пенсию и им придется платить уже заметно больше (такова формула расчета пенсии) - и экономия сойдет на нет. Уже в 2020 году дефицит пенсионной системы вновь начнет расти. Межведомственная рабочая группа провела исследование на эту тему. Результат обещано вскоре обнародовать.
Пока же можно говорить о возможных предложениях. Это, во-первых, реформирование досрочных (льготных) пенсий - тема не двигается уже более десяти лет. С тех самых пор, когда вредное производство (как и всякое другое) стало частным, но бремя дополнительных пенсий для работников, входящих во «вредные» списки, по-прежнему несет государство (а не бизнес). Расходы ПФР на «досрочников» составляют порядка 900 млрд рублей ежегодно - вот вам и «скрытый» финансовый резерв. Во-вторых, предлагают подумать о прекращении пенсионных выплат людям пенсионного возраста, продолжающим работать (и получать зарплату). Тема, прямо скажем, не менее сложная, чем пенсионный возраст. Ведь те 30 с лишним процентов пенсионеров, которые продолжают трудиться, - это не только, к примеру, ученые, артисты и большие начальники, которые просто не хотят уходить на «заслуженный отдых». Большинство работают по простой причине - пенсии на жизнь не хватает. Так что если эту меру и использовать, то избирательно, например, введя ограничения только для работников с высокими зарплатами. В-третьих, может встать вопрос о введении дополнительных взносов с самого работника. Тем более что первый шаг в этом направлении сделан - система софинансирования пенсий основана именно на добровольных и дополнительных платежах работающих. Впрочем, сколько можно сэкономить благодаря той или иной мере, еще предстоит подсчитать. Конечно, считать на десятилетия вперед очень сложно. Но иного выхода у экспертов нет. Хорошо, если бы не просчитались...
Людмила ИВАНОВА
Категория: Пенсионная реформа | Просмотров: 2837 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика