Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.06.2019, 23:31

Главная » 2011 » Июль » 1 » Безграничные ограниченные возможности
11:23
Безграничные ограниченные возможности
Музей «Мужество» - единственный в своем роде. Единственный на всю Россию. Если другие музеи коллекционируют, попросту говоря, вещи, то здесь собирается память о людях. Идея эта пришла в голову много лет назад учителю-словеснику и литератору школы-интерната №4 для детей с ограниченными физическими возможностями Генриетте Лукиничне Кобяковой. Честно говоря, с таким звучным именем, где сочетаются  западно-европейская Генриетта и старорусский Лука - только музеи и открывать 
Но в далеком 1968 году,когда Генриетта Лукинична пришла работать в эту школу, о музее она и не помышляла. Главной ее целью стала идея вытащить детей в белый свет. Да, они не совсем здоровы физически, им трудно передвигаться, но у них такие светлые головы и такое желание увидеть мир, что учитель  решила во что бы то ни стало осуществить задуманное. «Дорогу осилит идущий, просто надо сделать первый шаг», - решила она.
Первый шаг энтузиасты во главе с учителем сделали в пределах Казани. Тем более, что в школе всегда было и  есть свое средство передвижения - автобус. Для начала это стали все литературные музеи   Казани: Горького, Боратынского, Джалиля, Тукая. Очень полюбили дети и музеи Боевой славы в Танковом и Артиллерийском училищах. Понятно, что не обошлось и без посещений театральных постановок в театрах им. Качалова, Камала и оперном им. Мусы Джалиля.
Однако, по словам учителя, аппетит приходит во время еды, и решила она расширить горизонты и выехать уже за пределы столицы, благо интересных музеев там тоже предостаточно. Это и Шишкинский и Цветаевский в Елабуге, филиал Горьковского в Красновидово, Державинский в Лаишево - всего не перечислишь. В одной из поездок группа «паломников» обнаружила в Набережных Челнах музей Владимира Высоцкого, который открыл в своей квартире житель города. Причем, он создал очень богатую экспозицию, посвященную любимому поэту. К сожалению, через несколько лет, когда Генриетта Лукинична снова привезла учеников, музея как такового уже не было - все «экспонаты» лежали в коробках на балконе.
Вскоре наступило время и экскурсий  за границы республики.  И таких поездок сегодня насчитывается более 90. Конечно же, это Ясная поляна Льва Толстого, Тарханы Михаила Лермонтова, Михайловское Александра Пушкина. Особой строкой идут места боев Великой Отечественной войны. Дети-инвалиды побывали в Краснодоне, на родине молодогвардейцев, практически во всех городах-героях. Легче, наверное, написать, где они не были, если уж они доехали до Красноярска и побывали там на Красноярской ГЭС, которая детей просто ошеломила. То, что школьники с учителем объездили все соседние автономные республики и их музеи, это ясно. Но они замахнулись и на отдаленные союзные. Они посетили все  Прибалтийские республики, Азербайджан, Армению. В Узбекистане школьники кроме Ташкента побывали в Бухаре и Самарканде. Кстати, в Ташкент в первый раз их пригласила школа такого же профиля, и они жили прямо на ее территории. Были в Белоруссии, где посетили Брест и Хатынь. На Украине побывали в Киеве, Одессе и во всех городах Крыма.
Причем, речь идет не о том, что это были одноразовые поездки. Они повторялись так же, как и повторялись поколения учеников. А на сегодняшний день выпущено уже более 1000 учеников, и можно представить, сколько раз и куда эта активная женщина  вывозила их, чтобы показать мир! В среднем получается 2-3 поездки в год.
Думаю, всем ясно, что Генриетта Лукинична не остановилась на достигнутом. Ее уже манила заграница. До перестройки считалось, что детей-инвалидов в СССР не было. По крайней мере, по официальной статистике. И только с приходом Михаила Горбачева о них заговорили, и появилась возможность расширить их кругозор за счет западных европейских стран.
И первый раз Генриетта Лукинична вывезла своих учеников в Германию, тогда еще ГДР. Они посетили Дрезден, Берлин, Франкфурт-на-Майне, Галле, где они почувствовали себя полноправными людьми, которые беспрепятственно могли перемещаться по городу. Потом были Польша, Чехословакия, Венгрия, Греция…
Все эти поездки стали возможными благодаря многочисленным организациям советских времен, которые откликались на просьбы неугомонной Генриетты Лукиничны. В перестроечные времена стало сложнее находить спонсоров. И зачастую уже сами родители платили за поездки своих детей. Но они и этому рады. Что уж греха таить, мало, наверное, найдется таких людей (честно говоря, я больше и не знаю), кто возьмется возить по всему белому свету детей-инвалидов, а ведь эти поездки - не только автобусные, но и «поездные» и «самолетные.
Но и на этом добрые дела учителя не заканчивались. Между поездками по миру она «тащила» и «тащит» этот самый мир к себе в школу.
За все прошедшие годы Генриетта Лукинична организовала в школе более 130 творческих встреч с известными людьми. То есть каждого артиста, художника, режиссера, поэта, приезжающего в Казань на гастроли, она старалась привезти в школу.  С особой теплотой вспоминает учитель Юрия Никулина. В 1972 году он гастролировал в Казани со своим цирком. «Меня пропустили в его номер в гостинице «Волга», - вспоминает Генритетта Лукинична, - В это время он обсуждал будущий контракт на гастроли в Германию с каким-то немцем. И этот удивительный интеллигентный человек извинялся передо мной, что не может мне уделить достаточно времени! Взял телефон и обещал перезвонить. Прошла неделя, и все начали надо мной посмеиваться, когда вдруг во время урока забегает в класс секретарь с круглыми глазами и говорит, что меня зовет к телефону Юрий Никулин и он еще при этом извиняется, что ему приходится отвлекать меня от урока. Он пришел к  нам на следующий день с нексколькими артистами цирка. Это была незабываемая для моих ребят встреча, так много интересного рассказали и показали московские циркачи. А напоследок Юрий Никулин попросил гитару и пел нам песни из кинофильмов».
Впрочем, из тех, кто приходил в школу к детям, что не имя, то легенда. В школе побывали актрисы и актеры Зоя Федорова, Людмила Савельева, Инна Макарова, Александр Збруев, Михаил Пуговкин, Борис Токарев, Людмила Хитяева, Лариса Лужина даже три раза, Нелли Мышкова, Георгий Вицин, Наталья Гундарева, Сергей Шакуров, Александр Филиппенко, Виталий Соломин, Михаил Боярский  - всех не перечислить.
Конечно, у Генриетты Лукиничны была и своя задумка, о которой она сообщала перед встречей известным людям. Ей важно было, чтобы они рассказывали не только о, как говорится, славе и блеске, но побольше о трудностях своей профессии, о том, как нелегко дается признание, что для этого надо упорно трудиться. Но об этом, может быть, и не надо было говорить, потому что на деле это действительно так и было. Например, Людмила Хитяева, которая боялась воды, так как в детстве тонула, рассказала, как во время съемок «Тихого Дона» она действительно, а не по роли, начала тонуть и зазевавшиеся спасатели чудом вытащили ее из воды. Или Елена Драпеко рассказывала о том, как чуть не погибла в болоте на съемках фильма «А зори здесь тихие», так как надо было снять близко к правде. Были в школе и Ольга Остроумова, и Ирина Шевчук. После встреч с этими героинями Генриетта Лукинична, по ее собственному выражению, потеряла покой - она решила отправиться в далекую Карелию, где снимался этот фильм. И они отправились, и походили по тем местам, а заодно посетили Кижи, потому что путешественница считает, что всегда надо расширять программу, если есть такая возможность.
Наверное, отдельной страницей идет дружба школы с незрячим поэтом Эдуардом Асадовым, который в школе был несколько раз. Причем в первый раз его пришлось долго уговаривать, так как он не любил ходить по школам. Но эта школа, видимо, действительно какая-то особенная со своей теплотой и аурой, потому в следующий раз поэт позвонил сам. Он рассказывал о войне, об испытаниях, которые выпали ему в жизни, о своем творчестве.
И, наверное, именно после встречи с ним у Генриетты Лукиничны зародилась идея создать музей о людях, которые, несмотря на физические недостатки, инвалидность, смогли не потеряться в жизни, смогли осуществить свою мечту, преодолевая любые преграды. Это было очень важно для учителя дать своим детям реальный пример достойной жизни.
Еще одним героем для подражания был для нее Николай Островский. Слепой, прикованный к постели, он продолжал сражаться с болезнью, жить и писать. «Я пошла к директору школы, - вспоминает учительница, - и сказала, что хочу открыть музей о людях корчагинской судьбы. Директор поддержала меня, и началась работа». Сейчас в экспозиции музея представлены около 60 судеб людей с инвалидностью, которые стали известными в своей сфере деятельности.
Среди них участники Великой Отечественной войны легендарный Алексей Маресьев, который летал на самолетах без обеих ног, Зинаида Тусболобова, которая на Курской дуге после ранения сутки лежала в снегу и отморозила обе руки и ноги и в госпитале умоляла врачей убить ее, когда осталась практически без движения. Но однополчане приехали к ней, помогли изготовить протезы и заставили встать на ноги в прямом и переносном смысле слова. Сейчас она живет в Полоцке, у нее есть взрослые дети и внуки.
Все герои представлены в своих номинациях. Есть спортсмены, общественные деятели, творческие люди, молодые герои. Описаны судьбы и земляков. Например, есть страничка о татарском поэте, колясочнике Ильгизе Калимуллине, писателе Фанисе Яруллине, парализованном после полученной травмы позвоночника», конечно, об Ирине Поляковой, не однажды совершившей спортивный подвиг на паралимпийских лыжных трассах, о композиторе и поэте лауреате Международной премии «Филантроп» Владимире Гаранине. Но это только маленькая часть музейных экспонатов, потому что разместить остальные материалы просто нет места. А всего в запасниках их много - о судьбах более 500 героев. Они ждут своего часа.
Отдельно в музее хранятся огромные альбомы, где гости оставляли свои пожелания и напутствия. В одном из них Эдуард Асадов, обращаясь к школьникам, написал: «Скажу вам то, чего вам никто не скажет. Вы ограничены в движениях, я не вижу красок мира. В жизни мне много пришлось пережить, и у вас будут горести и радости. В госпитале передо мной встали два пути. Первый - жить на проценты прошлых заслуг и на иждивении государства - все будут жалеть и сочувствовать мне. Второй – очень трудный, но интересный - доказать, что что-то тоже могу сделать. Доказать всему миру, что вы можете быть нужными и полезными людям, обществу, государству. И пусть тогда здоровые люди нам чуть-чуть завидуют».
Да, детям школы-интерната № 4 повезло, что на их пути оказалась эта удивительная женщина, которая взяла их за руки и смело вывела в большой мир. И хорошо, что ей в этом помогали и помогают и бывшие и нынешний директор школы-интерната Люция Амирбаковна Саматова, и ее коллеги. А нам хочется от редакции пожелать ей не терять оптимизма и продолжать избранный путь.
А еще редакция решила, что было бы легкомысленно не воспользоваться материалами, хранящимися в музее, и открыть новую регулярную рубрику. Было бы здорово, чтобы и наши читатели узнали как можно больше о людях с ограниченными возможностями, которые сделали эти возможности безграничными.
Миляуша САЛИМЗЯНОВА
 
Категория: Интересные люди | Просмотров: 1523 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2019
Яндекс.Метрика