Главная тема недели - Бюджетное послание президента. В нем нет больших открытий, потому что Дмитрий Медведев обозначил многие из приоритетных экономических задач еще во время Петербургского форума. Но роль Бюджетного послания в другом: большинство новых задач, начиная с создания условий для привлечения инвестиций и заканчивая приватизацией крупных госактивов, требует тщательного бюджетного, административного и политического планирования
В этой связи следует внимательно посмотреть, насколько все эти задачи могут быть обеспечены различными ресурсами. Особое внимание следует обратить на то, как в Послании-2011 даны ответы на вопросы о дальнейшей стратегии модернизации и об определении новых источников роста и угроз при нарастающей неопределенности на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала.
«В ближайшие годы в России должна быть сформирована принципиально новая модель экономического роста, - заявил Дмитрий Медведев. - Она должна быть основана на росте частной инициативы, на массовых инновациях, на эффективной системе публичных услуг, на качественной финансовой и производственной инфраструктуре».
Все это - основы модернизационной политики главы государства, планомерно реализуемой им в последние несколько лет. И в этом смысле Бюджетное послание больших откровений не несет. Но есть интересный поворот.
Электронный бюджет, о котором сказано в Послании, должен дать ясную и полную картину обо всех доходах и расходах казны. И возможность ознакомиться с ней должны иметь все граждане. Причем важно, чтобы это было сделано не только на федеральном, но и на региональном уровне.
В идеале все данные должны публиковаться в режиме реального времени. Но надо сделать еще и так, чтобы сложные бюджетные проводки были понятны людям.
Тогда они смогут проанализировать, как расходуются бюджетные деньги, на что идут их налоги. Это шаг к тому, чтобы институты гражданского общества принимали участие в формировании, обсуждении, принятии бюджета и затем контролировали его исполнение. Сейчас данные об исполнении бюджета публикуются регулярно. Но разобраться в обилии цифр, разных кодов бюджетной классификации может только узкий специалист.
В новом подходе, есть несколько составляющих. Во-первых, будет сразу видна дисциплинированность всех чиновников. Станет понятно, перечислены ли деньги в конкретный регион, на реализацию той или иной программы, или нет. Сейчас часто бывает так, что бюджет не исполняется не из-за нехватки денег, а потому что не прошли торги, не выбраны подрядчики для выполнения работ. Электронный бюджет имеет отношение и к планам внедрения универсальной электронной карты. Она ведь привязана к выплатам из Фонда обязательного медицинского страхования, пенсионного страхования. Например, человек обращается в медучреждение, а деньги для него просто спишутся с его электронной карточки. Но это в будущем.
Кстати, в некоторых регионах уже действуют программы по прозрачным финансам. И они дают свои плоды. Например, был случай, когда объявили конкурс на строительство дороги в райцентре. Но общественность подняла шум, потому что при дефицитном бюджете эта стройка была неоправданной. Конкурс отменили.
Самая большая проблема при реализации идеи с электронным бюджетом может быть связана с бюрократическими проволочками. С точки зрения технологий она выполнима. Существуют специальные программы, которые позволяют управлять бюджетными потоками в режиме реального времени. Надо будет, конечно, еще наладить четкое межведомственное взаимодействие. Это тоже непросто. Но в конечном итоге вопрос упирается не в технологии и не отсутствие денег, а в чиновников. Потому что такая открытость и прозрачность в определенном смысле лишает их власти, делает подконтрольными перед обществом.
Людмила ИВАНОВА
|