Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 23.04.2024, 21:03

Главная » 2020 » Январь » 31 » «Каждый рейс мы считали последним»
11:19
«Каждый рейс мы считали последним»

2 февраля 1943 год - одна из самых судьбоносных дат в истории Великой Отечественной войны, символ величайшего мужества! 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва. Она ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. Ветеран войны, полковник в отставке Александр Рубенович Шахназаров стал участником этой битвы в 15 лет
Сталинградская битва для студента Астраханского речного техникума Александра Шахназарова началась в конце июня 1942 года, когда над Волгой появились первые немецкие самолеты и стали бомбить идущие суда. Противовоздушной обороны не было, и было потоплено очень много судов.
Александр Рубенович так вспоминает эти события: «У нас была практика в Волго-танкерном речном пароходстве. Я попал на пароход «Волховстрой». Он был 70 м длиной, перевозил нефтеналивные баржи в Саратов, Куйбышев, Горький. На пароходе было 3 котла, 6 топок, летняя жара, нас, кочегаров - 6 - по двое на каждой вахте. Мы были зачислены в штат, так как взрослых работников не было, все на фронте. 
1 июля пароход «Волховстрой» остановили в Саратове, все суда ввели в состав Волжской военной флотилии.
На нашем судне установили 37-миллиметровую зенитную пушку и два спаренных зенитных пулемета. Их обслуживали солдаты. У военных не было полного штата, и меня назначили подносчиком снарядов к зенитной пушке. А когда я был на вахте, меня заменял мой сменщик».
«Волховстрой» перевозил из Саратова и Камышина в Сталинград людей, продукты, боеприпасы, пушки, а обратно раненых и эвакуированных. Баржи были переполнены. И все это происходило под непрерывными бомбежками авиации фашистов. «Часто бомбы попадали в какое-нибудь судно и топили его. Повсюду из воды торчали мачты затопленных кораблей, - продолжает свой рассказ Алексаендр Рубенович. - С июля были организованы переправы через Волгу. Постоянно действующих было 17, но были еще и временные, и всего их число доходило до 41».
В начале августа пароход «Волховстрой» в составе других 10 судов был направлен для обслуживания переправы в районе Сарепты, в 25-30 км южнее Сталинграда. 
«Там было очень страшно. Мы снова перевозили людей, продукты, орудия, боеприпасы и даже лошадей (в то время легкая артиллерия была в основном на конной тяге). Лошадей привязывали возле копыт к дощатым еланям (настилам) днища, глаза им закрывали чехлами. Но они при каждом взрыве дергались, беспрестанно ржали, это зрелище было ужасным. Каждый раз, уходя в рейс, мы считали, что это в последний раз», - вспоминает ветеран.
В результате постоянных бомбежек из десяти судов через две недели осталось только два: «Сократ» и «Волховстрой». Ударной волной покалечило рулевое управление и на «Волховстрое».
«Погибло много людей. Тогда я тоже получил легкую контузию. Во время бомбежки меня отбросило на кнехты - это такие тумбы для крепления тросов, и я сильно ударился головой. Меня почти в бессознательном состоянии отнесли в каюту. Сутки я отлежался, а потом снова на вахту»,- делится воспоминаниями Александр Рубенович.
Есть в Сталинграде памятник всем речникам и судам, погибшим в этой битве. Это пожарное судно «Гаситель», которое в 1942 году участвовало в Сталинградской битве на главной переправе города.
Много раз приходилось Александру Рубеновичу находиться на волосок от смерти. Он вспоминает еще такой случай: «Ночью баркас вел наш пароход, когда немцы были уже на правом берегу. Мы проходили поселок Рынок вдоль левого берега, от правого берега нас скрывала отмель. За нами шли три пассажирских судна с эвакуированными, на каждом борту около 1000 человек. «Парижская коммуна» и «Михаил Калинин» прошли спокойно, а «Иосиф Сталин» попал на мель. Несколько десятков лодок подошли с берега для спасения людей. При посадке на лодки поднялся шум, детский плач. Услышав его, немцы открыли артиллерийский огонь и подожгли судно. Спаслось только около двухсот человек».
А вот еще один из военных эпизодов, рассказанный ветераном. «Однажды (это было уже в начале сентября) мы с командиром зенитной пушки стояли на мостике и вдруг увидели самолет, он пикировал прямо на нас. «Шурка, снаряды»! - закричал командир. Мы открыли стрельбу. Стреляли и с военного корабля. Потом включились и наши пулеметчики. Оказалось, что мы его подбили, он накренился налево, пошел вниз к воде, но потом выровнялся и ушел за правый берег. Очевидно, самолет проводил аэрофотосъемку и сумел дотянуть до своих. Фашисты решили, что мы организуем тут очередную переправу.
В результате налетов у нас были потоплены две свободные баржи, водолазный катер (погибли два из четырех водолазов), серьезно пострадал военный корабль (на смену ему пришел другой). 
На пароходе «Волховстрой» своими силами починить рулевое управление не удалось, и он был отправлен на ремонт в Алексеевский затон. Часть команды распределили по другим судам. Александр Шахназаров был направлен на плаврембазу «Утка», возле станции Увек. На этой станции проводился ремонт судов, которые не требовалось поднимать в док.
В конце октября 1942 года из техникума пришел вызов на продолжение учебы. Добирались до Астрахани студенты долго, терпя по дороге холод и голод.
Из 144 учащихся техникума к декабрю 1942 года с практики вернулись только 26. Часть студентов осталась зимовать на судах (им вызов не дошел), другие попали в действующую армию, многие погибли...
После второго курса в 1943 году Александр проходил практику на теплоходе «Сергей Киров». Теперь угроза судоходству исходила в основном от мин, которыми была усеяна Волга от Никольского до Камышина. Было заминировано 500 км пути. Тральщики создавали судам проходы. Но все-таки суда часто подрывались на случайных не обезвреженных минах.
«Во второй половине июня 1943 года мы тащили на буксире 3 баржи с нефтью, нас обогнал пароход «Валерий Чкалов» с одной баржой. 
Где-то минут через 40-50 впереди раздался сильный взрыв. Это «Чкалов» подорвался на мине. Получилось так, что он собой прикрыл нас», - вспоминает Александр Рубенович.
В середине июля немцы перестали прилетать. С судов сняли зенитные установки. На Волге судоходство стало круглосуточным. Фарватер постарались очистить от мин. Но все-таки в сентябре большой пассажирский пароход с ранеными на борту, заходя во Владимирский затон, подорвался на мине. Окончательно безопасно на Волге стало только в конце 1943 года. 
В 1944 году после окончания речного техникума, несмотря на бронь, Александр решил пойти в армию. Он поступил в артиллерийское училище, и началась его военная служба, которая продлилась 33 года. Последние 25 лет после окончания в Ленинграде военного института А.Н.Шахназаров прослужил в Казанском суворовском военном училище. Демобилизовался в декабре 1977 года. После этого 18 лет работал в Казанском авиационном институте на кафедре физического воспитания руководителем учебного процесса.
За участие в Сталинградской битве Шахназаров награжден орденом «Отечественной войны» II степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Среди его наград: орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, медали: «За боевые заслуги» и «Трудовое отличие», орден «Кадетский крест» I степени и орден «За службу России». 
1 февраля 2013 года по случаю 70-летия Сталинградской битвы Александр Рубенович Шахназаров был приглашен представлять Татарстан на приеме у Президента России Владимира Путина. 
Ирина СИБИРЯКОВА

Категория: История страны | Просмотров: 645 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика