Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 18.10.2018, 02:43

Главная » 2013 » Май » 17 » Количество жалоб растет
11:08
Количество жалоб растет
Вслед за российским коллегой Владимиром Лукиным свой Доклад опубликовала Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Сария САБУРСКАЯ. Называется он «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2012 году». Остановимся на темах, которые больше всего волнуют наших читателей
 На протяжении всех последних лет наблюдается рост количества жалоб к Уполномоченному. Если в 2009 году было 982 обращения, то в 2012 году это число выросло уже до 2458. 
Тематика  же обращений остается практически неизменной.  жилищные вопросы составляют 26 процентов, жалобы на сотрудников правоохранительных органов - 14 процентов, вопросы социальных обеспечения и защиты - 9 процентов. Меньше всего, по 2 и 1 процентам соответственно приходятся на медицинское и обслуживание и образование.                                                                                                                                                        
Соблюдение  жилищных  прав
Жилищный статус, по мнению Уполномоченного, - базовый социальный индикатор семьи, отражающий качество и уровень жизни. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, в республике в 2012 году введено 2399,5 тысячи кв. метров жилья и Татарстан занял первое место по строительству жилья в Приволжском федеральном округе. 
К примеру, благодаря муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда  Казани в 2012 году 221 семья из 20 аварийных домов переселена в новые квартиры. 
Однако заявлений от граждан по вопросам улучшения жилищных условий меньше не становится. Так, переселение граждан из аварийного жилья еще далеко не закончено - в Казани 106 аварийных домов, в которых проживают 1849 семей. По информации исполнительных комитетов муниципальных районов республики, на 1 января 2012 года количество граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,  составляет 51353 человека. 
Например, к Уполномоченному обратился гражданин З. по вопросу переселения из аварийного дома №6 по ул.Богатырева в Казани, в котором проживает 121 семья, а также располагается воинская часть Министерства внутренних дел по Республике Татарстан №3730. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченным было направлено заключение в адрес исполнительного комитета муниципального образования Казани о необходимости принятия мер по переселению жильцов и исполнения решения Кировского районного суда от 26.04.2011 года. 
В результате были подготовлены и утверждены  документы  о  предоставлении жилых помещений только по 26 семьям из-за недостаточных финансовых возможностей муниципального образования. Кроме того, остро стоит проблема обеспечения жильем льготной категории граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. №378. 
Так, в апреле 2012 года в адрес Уполномоченного поступило обращение инвалида М., которая состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1984 года. При содействии Уполномоченного на основании решения суда в ноябре 2012 года женщине была предоставлена двухкомнатная квартира в Казани.
Встречаются в практике органов местного самоуправления и незаконные отказы в постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. По информации Прокуратуры Республики Татарстан, в 2012 году выявлено 25 фактов необоснованного  снятия с  учета и отказов  в постановке на учет. 
Здесь невозможно не остановиться на вопросах жилищно-коммунального обслуживания. С учетом актуальности темы в декабре 2012 года Уполномоченным была проведена «горячая линия» по этим  вопросам с участием Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. 
За два дня работы «горячей линии» поступило 220 обращений и задано 336 вопросов, прежде всего, по начислению за общедомовые нужды (ОДН), по поводу необходимости проведения капитального и текущего ремонта общедомового имущества, качеству выполнения ремонтных работ, а также жалобы на работу управляющих компаний, завышенные тарифы на электроэнергию, отопление, вывоз ТБО, по вопросам некачественного, неудовлетворительного предоставления жилищно-коммунальных услуг и работ по содержанию общедомового имущества, завышения начислений за жилищно-коммунальные услуги. 
В определенных действующим законодательством случаях отдельные категории граждан имеют право на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. И по итогам прошлого года имелись случаи, когда люди были вынуждены отстаивать свои права на предоставление этого вида субсидий. Например, Уполномоченный выступила в качестве третьего лица на стороне гражданки П. по ее иску к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на получение таких субсидий. 
Отказ органа социальной защиты был связан лишь с отсутствием регистрации по ее месту жительства, хотя положения Жилищного кодекса РФ и другие нормы жилищного права не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам-нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания. Ново-Савиновский районный суд Казани иск гражданки П. удовлетворил.
Соблюдение  прав на  охрану  здоровья и  медицинскую  помощь
С   января  2012  года   вступил  
в  силу  Федеральный закон    от 21.11.2011г.   №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым в качестве основных принципов охраны здоровья установлены приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. 
В 2012 году 144 врача получили единовременные компенсационные выплаты в размере 2100 тысяч рублей, из которых 13 трудоустроились в 2011 году и 132 в 2012 году. В рамках федеральной  целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в 2012 году выделены субсидии 70 медицинским работникам, работающим на селе и нуждающимся в улучшении жилищных условий. 
Оценивая в целом состояние соблюдения прав людей в сфере здравоохранения, Уполномоченный отмечает наличие проблем, связанных с оказанием медицинской помощи по поступающим в ее адрес обращениям, а также сообщениям о нарушениях прав граждан при оказании медицинской помощи, содержащимся в средствах массовой информации. 
Например, газета «Вечерняя Казань» написала о гибели жителя Зеленодольска, обратившегося к стоматологу, деловая электронная газета «Бизнес Онлайн» - о проведении операции на здоровой ноге пациентки из Казани вместо травмированной, информационное агентство «Татаринформ» - о врачебной ошибке, за которую взыскано в судебном порядке 500 тысяч рублей и т.д. По всем этим фактам были проведены проверки и приняты соответствующие меры. 
К Уполномоченному поступило обращение гр. К. на неудовлетворительную работу сотрудников станции скорой медицинской помощи Казани, в ходе проверки которого был установлен факт длительного (более трех часов) ожидания бригады скорой медицинской помощи. 
Учитывая важность оперативного оказания медицинской помощи, Уполномоченный обратилась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан для принятия мер по совершенствованию организации деятельности и материально-технического оснащения службы скорой медицинской помощи. 
Вместе с тем вопрос ненадлежащей организации оказания скорой медицинской помощи не ограничивается проблемами материально-технического оснащения. Об этом свидетельствуют материалы служебных проверок Министерства здравоохранения Республики Татарстан, по результатам которых к мерам дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения привлечены фельдшеры, главные врачи филиала станции скорой медицинской помощи, центральной районной больницы. 
Таким образом, одними из факторов, оказывающих влияние на качество оказываемой медицинской помощи, являются состояние исполнительской дисциплины и уровень организации работы. 
Несмотря на снижение республиканских показателей материнской, младенческой смертности, смертности населения от туберкулеза, смертности трудоспособного населения, ситуация в отдельных муниципальных районах оставляет желать лучшего. Рейтинговая оценка муниципальных учреждений здравоохранения выявила значительное ухудшение положения  в Дрожжановском, Бугульминском, Чистопольском, Нижнекамском и Буинском районах, а это высокая общая смертность от туберкулеза и сердечно-сосудистых заболеваний, и при  этом  низкий охват людей флюорографическим обследованием.
 Здесь же можно говорить о невыполнении плановых объемов стационарной медицинской помощи и по дневному стационару, низкой реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения в части повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи, внедрения стандартов и диспансеризации 14-летних подростков, неудовлетворенности пациентов качеством предоставляемой медицинской помощи. А  это означает массовые и грубые нарушения прав людей на качественную и своевременную медицинскую помощь. 
Штатная укомплектованность медицинских учреждений врачами также оставляла желать лучшего. В 2011 году она составила 69,3 процента,  в  2012 году - 69 процентов.
О  соблюдении  прав инвалидов в  Республике Татарстан
Государство, по мнению Уполномоченного, большое внимание уделяет улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями. Свидетельством этого является и ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов (Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ). 
В Татарстане проживают 320000 инвалидов, из них 14000 - дети. Правительство Татарстана ведет постоянную работу по разработке и реализации мер по улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями. 22 сентября 2011 года утверждена Республиканская долгосрочная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая учитывает интересы всех категорий инвалидов. 
Вместе с тем проблемы, к сожалению, остаются, и в адрес Уполномоченного продолжают поступать жалобы от инвалидов о недоступности окружающей среды.  К примеру, инвалид 1 группы Д., пишет, что не может выходить на прогулки из-за отсутствия пешеходных дорожек рядом с его домом. 
Или, к примеру, обращение гражданки Х., одинокой матери ребенка-инвалида, которая из-за отсутствия лифта вынуждена поднимать на шестой этаж инвалидную коляску весом в 29,5 кг вместе со своим ребенком-инвалидом весом в 30 кг. 
Уполномоченный считает, что органы местного самоуправления должны оказывать содействие таким гражданам, в том числе в переселении из квартир верхних этажей жилых домов на нижние. Программа «Доступная среда» должна, в первую очередь, обеспечить доступность жилья для  проживания инвалидов, возможность им выйти из квартиры, спуститься во двор, дойти, к примеру, до ближайшего магазина, войти в него, самостоятельно купить необходимые продукты.
Но на практике чаще всего все происходит наоборот.  К примеру, к Уполномоченному обратился инвалид-колясочник И. от имени жителей дома №43 по ул. Дубравной в Казани по вопросу отсутствия доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп на пешеходном перекрестке пр.Победы и ул. Дубравной, так как там ведутся строительно-ремонтные работы. В результате обращения Уполномоченного в адрес генерального подрядчика ООО«Стройхимсервис» был оборудован временный пешеходный переход для инвалидов до момента окончания работ.
По состоянию на 1 января 2013 года в системе социального обслуживания населения в Татарстане работают 133 учреждения, в их числе 8 центров реабилитации инвалидов и 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Потребность в социальном обслуживании и реабилитационных услугах для инвалидов среди взрослого населения не уменьшается. 
Так, в 2011 году в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан поступило 15812 заявлений от инвалидов на предоставление санаторно-курортных путевок, из них была выдана 8451 путевка. В 2012 году поступило 18827 таких заявлений, выдано лишь 6117 путевок, то есть 32,5 процента желающих оказались обеспечены путевками, что вызывает справедливое недовольство среди остальных.  
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с федеральным перечнем, который включает в себя основные виды технических средств реабилитации. Однако этот перечень далеко не полный и необходима, по мнению Уполномоченного, разработка и утверждение регионального перечня технических средств реабилитации, таких как, например, радиоприемник с TV-диапазоном, калькулятор с речевым выходом, часы наручные Брайля, часы наручные с речевым выходом, будильники с речевым выходом, телефон с речевым выходом, нож-дозатор, мини-ноутбук для пользования инвалидом по зрению, специальную клавиатура для больных ДЦП и для слабовидящих и т.д, что даст им дополнительные возможности для интеграции в общество.
Уполномоченный обращает особое внимание на вопрос инклюзивного образования для детей-инвалидов. По данным муниципальных органов управления образованием всего в республике 3316 детей-инвалидов дошкольного возраста, из них 1279 детей посещают дошкольные учреждения, в том числе 635 - специализированные группы ДОУ (дошкольные общеобразовательные учреждения), остальные воспитываются в общеразвивающих группах.
На 1 января 2012 года  в республике работают 405 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, имеющих группы компенсирующей направленности: 686 групп - для детей с нарушениями речи, 78 - зрения, 3 - слуха, 52 - интеллекта, 40 - опорно-двигательного аппарата. В них воспитываются 12872 ребенка.
Однако несмотря на рост количества детей, нуждающихся в оздоровлении и коррекции нарушений развития, количество ДОУ, имеющих группы компенсирующей и оздоровительной направленности, в последние годы уменьшается. Так, количество таких детских садов уменьшилось на 22, количество специализированных групп в них - на 76. А в таких муниципальных районах, как Агрызский, Аксубаевский, Алексеевский, Алькеевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Верхнеуслонский, Дрожжановский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Муслюмовский, Новошешминский, Пестречинский, Сабинский, Сармановский, Тукаевский, Тюлячинский, Черемшанский, группы для детей с нарушениями в развитии и вовсе отсутствуют.
Право знать свои права
Каждый желающий может получить бесплатную юридическую консультацию на Днях правовой помощи, организуемых и проводимых Уполномоченным по правам человека совместно с региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Республике Татарстан каждую третью среду. В 2012 году их было проведено шесть в Казани и один выездной в Высокогорском районе. 
В 2012 году Уполномоченным проведены 6 тематических телефонных «горячих линий» по наиболее актуальным  темам: «Защита прав призывников», «Трудовые права граждан», «Вопросы образования», «Вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг». По итогам подготовлены информационные справки, которые направлены в адрес Кабинета Министров РТ, министерств и ведомств. 
Выводы
В заключение своего доклада Уполномоченный кратко обозначила как положительные тенденции, так и отрицательные факты, касающиеся обеспечения жильем нуждающихся в жилых помещениях, жилищно-коммунального обслуживания, оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, службы скорой медицинской помощи и других вопросов.
Вот некоторые предложения руководителям государственных органов Республики Татарстан и органам местного самоуправления:
- разработать дополнительные меры по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся;
- принять меры по формированию маневренного жилищного фонда;
- не допускать случаев произвольного перевода граждан из одной жилищной программы в другую без их согласия;
- усилить контроль за соблюдением стандартов и качеством оказания медицинской помощи, организации скорой медицинской помощи;
- поручить руководителям государственных учреждений здравоохранения, допустившим ухудшение показателей медико-социальной эффективности, принять меры по устранению недостатков в работе;
- внести изменения в постановление КМ РТ от 31 декабря 2009 г. №939 «Об утверждении Положения о порядке расчета нормативов финансирования образовательных учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной, технической и культурологической направленностей и многопрофильных образовательных учреждений дополнительного образования детей Республики Татарстан» в части утверждения нормативов по организации индивидуальной работы с детьми-инвалидами;
- разработать региональный перечень технических средств реабилитации инвалидов;
- для привлечения негосударственного сектора в сферу социального обслуживания населения в РТ увеличить охват муниципальных образований по формированию государственного заказа на оказание реабилитационных услуг негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями;
- развивать сеть дошкольных учреждений, осуществляющих коррекцию нарушений развития детей;
- рассмотреть возможность организации в детских садах инклюзивных групп, групп по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, не подлежащими приему в детские сады компенсирующей направленности;
- рассмотреть возможность организации семейных детских садов для детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать специализированные детские сады;
- оказать содействие в дальнейшей реализации курса «Семьеведение» в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан.

Категория: Правовое просвещение | Просмотров: 1552 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2018
Яндекс.Метрика