Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 04:56

Главная » 2013 » Май » 31 » Между молотом и наковальней
11:45
Между молотом и наковальней
Завтра, 1 июня, в первый день лета, во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается Международный день защиты детей.
Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин в ноябре 1949 года. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, а в1989 году  Конвенцию о правах ребенка подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована и в СССР. 
Сегодня основные гарантии прав и законные интересы детей, предусмотренные Конституцией РФ, защищает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
 А для школьников первый день  лета - это, прежде всего,  радость от предвкушения начала  летних школьных каникул. 
 Облегченно вздохнули и радостные родители - можно три месяца отдохнуть от уроков и других школьных проблем. Но некоторых родителей, а их, к сожалению, не мало эти проблемы не оставляют - им надо искать другое школьное заведение на следующий год. И причина, как правило, одна - «не сошлись характерами» с учителем. И «виноват» в этом конфликте, конечно, ученик. И неужели на учителей «нет никакой управы»?
Как часто наши дети приходят домой в слезах, когда учитель выгнал их с оскорблениями при всех из класса, или вообще не пустил на урок, или когда учительница отобрала у девочки-подростка сережки и отчитала в присутствии всего класса, когда была поставлена двойка только за то, что ребенок пропустил урок и многое другое. И кому, как ни родителям, знакомы жалобы детей на эти действия учителей, ведь их ребенок порой наотрез отказывается идти в школу. 
А ведь существуют законы, которые запрещают все эти противоправные действия в отношении детей. К счастью, в последние годы уровень правосознания как педагогов, так и учеников и их родителей, стал выше. И тем не менее,  учителя чаще всего находятся между «молотом и наковальней» - то есть балансируют на грани воспитательного процесса и закона. 
Так на что же имеет право учитель в работе с учениками? 
К сожалению, в п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» дается достаточно расплывчатое объяснение этих прав: «при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания». Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Легче всего определить это, рассмотрев самые типичные конфликтные ситуации, которые случаются в школе. 
Довольно часто учитель применяет так называемое физическое или психическое насилие к ученику, и об этом мы слышим едва ли не каждый день. Конечно, ученики бывают разными и сложными, даже неуправляемыми, но закон «Об образовании»  строго запрещает применять насилие, будь то физическое или психическое. И в случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он обязан понести дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность в зависимости от ущерба, который был нанесен здоровью ребенка. 
К счастью, случаи рукоприкладства учителей с тяжкими последствиями для детей достаточно  редки, однако, если это случилось, необходимо сразу же зафиксировать этот факт. Хорошо если будет видеозапись, свидетельские показания и т.д. И если есть  следы побоев, их надо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего обратиться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. 
А в уголовном кодексе четко прописаны меры наказания в зависимости от причиненного вреда здоровью и могут быть квалифицированы как побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, а также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. А критерии определения степени тяжести также можно найти в действующем уголовном законодательстве. Например, тяжким ущербом являются потеря зрения, речи или слуха, психическое расстройство или неизгладимое обезображивание лица. Средним - если в результате травмы, ребенок «загремел» в больницу и лечился там более трех недель, легким - кратковременное расстройство здоровья, если ребенок находится на лечении в больнице менее 21 дня.
Таким образом, если ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами на основании последствий, причиненных здоровью ребенка. 
Еще один частый случай нарушения прав ребенка - это попытка, вернее факт отбора у него в школе личных вещей, таких как телефон, планшет или украшения. И не важно, что прописано в Уставе конкретной школы, закон квалифицирует это действие как грабеж или как открытое хищение чужого имущества.
И если такое произошло, то надо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет - в полицию - с заявлением о факте незаконного завладения имуществом. 
Выгонять ученика из класса или не пускать его на урок учитель тоже не должен. Согласно ст. 43 Конституции России, это нарушает право ребенка на образование, так как эти действия учителя препятствует доступу к образовательному процессу. Если же ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно идти в прокуратуру или суд. Более того, в этом случае учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной. А случится это может, если в это время с учеником произойдет несчастный случай.  
Эта ответственность может 
быть  гражданской,  если ученик совершит какое-либо правонарушение. 
Если учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса, он также нарушил Конституцию России и статью 23, где написано, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. И дети здесь - не исключение. Об этом же говорит статья 12 Всеобщей декларации прав человека. И это имеет самое непосредственное отношение в том числе,  к содержанию записок учащихся. 
Получается, что практически все привычные для учителя методы воздействия на учеников  запрещены законом. Но, к сожалению, об этом мало кто знает, будь то учителя или родители, не говоря уж о детях. Но, как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности ни учителей, которые позволяют себе, пользуясь своим служебным положением,  нарушать права учеников, ни родителей, позволяющих учителям наносить вред физическому, а чаще психическому здоровью своих детей.  
А здоровье, как говорится, не купишь ни за какие деньги. Поэтому, не пора ли задуматься, наконец, о неукоснительном соблюдении законов, защищающих права школьников, хотя бы накануне очередного Международного дня защиты детей?
Людмила ИВАНОВА

Категория: Передовица | Просмотров: 1636 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика