Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 17.10.2021, 09:45

Главная » 2014 » Июнь » 11 » На подходе - единый налог
14:00
На подходе - единый налог

За излишки жилплощади придется платить даже льготникам. Известие о том, что уже с 2014 года вместо двух налогов - на землю и на имущество - с россиян будет взиматься один, единый налог на недвижимость, взволновало многих. До сих пор никто толком так и не разъяснил, как будет взиматься этот налог и не ударит ли он по самым бедным

 Министр финансов Антон Силуанов поспешил успокоить льготников, заявив, что переход на новую систему должен быть «справедливым, выверенным, постепенным». Без серьезного увеличения налогов для социально незащищенных граждан. Что означают эти слова на практике, пока остается только гадать. Впрочем, некоторые прикидки уже есть. Поправки в Налоговый кодекс, которые Госдума планирует принять уже этой осенью, предполагают, что хотя налог и назвали единым, но рассчитывать его будут по-прежнему - отдельно на землю и отдельно на здания.
Однако если раньше налог на землю исчислялся по кадастровой стоимости, а на имущество - по инвентаризационной, то теперь за основу всех расчетов будет приниматься рыночная цена. А значит, и налог соответственно вырастет в разы.
Ставки по налогу будут дифференцированными в зависимости от стоимости объектов. Регионы смогут по своему усмотрению, но в заданных законопроектом рамках определять, с кого какую «дань» собирать. Так, для земель под жилье, дачи и сельское хозяйство ставка не должна превышать 0,3% кадастровой стоимости участка, для земель под другие цели - 1,5%. Для недвижимости стоимостью до 300 млн рублей на одного собственника ставки составят: не более 0,1% кадастровой стоимости для жилых помещений и до 0,5% - для нежилых.
Есть в законопроекте и одна существенная оговорка. Всем собственникам жилья полагается вычет в 20 кв. м на каждую квартиру, дом и дачу. То есть за дачный домик меньше 20 кв.м или квартиру площадью 55 кв.м, принадлежащую трем собственникам, платить налог не придется. Для льготников (ветераны, пенсионеры, инвалиды, Герои Советского Союза, чернобыльцы и др.) будет предоставлен вычет в 30 кв.м - но только на одну квартиру (дачу) и на один участок. «Излишки» пенсионеры должны будут оплачивать по рыночной стоимости - при своих далеко не рыночных пенсиях.
Для владельцев недвижимости дороже 300 млн рублей региональные власти смогут повышать ставку до 1% стоимости жилья. При этом если у одного собственника десять квартир стоимостью по 299 млн рублей, то платить за них он будет все равно по ставке 0,1%.
Нетрудно сосчитать, что если в среднем по России 1 кв.м недвижимости стоит 33 тысячи рублей (в Москве цена метра в многоэтажках доходит до 165,6 тысячи рублей и выше), то в итоге мы получим налог на среднероссийскую квартиру площадью 55 кв.м («трешка» в «хрущевке») для одного владельца с учетом стандартного вычета - 1120 рублей (москвичам придется заплатить за нее уже 5600 рублей). Всю сумму надо будет перечислять не частями, в течение года, а сразу, одним платежом - до 1 ноября каждого года.
По расчетам ФНС, в среднем по России налоговая нагрузка на недвижимость для граждан вырастет в 2,8 раза и составит 1,892 тысяч рублей против 686 рублей в 2011 году. При этом, по данным Росстата, на тот же 2011 год среднемесячная зарплата по России выходила чуть больше 23 тысяч рублей, а среднероссийская пенсия - чуть больше 8 тысяч рублей. За три года средняя зарплата и пенсия выросли всего на несколько тысяч, но по-прежнему во многих регионах доходы у работающих граждан ниже среднего уровня. Так что единый налог может составить для них месячный заработок.
За неуплату налога - в отличие от задолженности по коммунальным платежам - согласно УК РФ грозят весьма ощутимые штрафы, и даже лишение свободы. Регионам дается право снижать налоговые ставки с учетом местных зарплат, но на это вряд ли кто решится. Ведь в случае недобора налогов федеральные власти могут уменьшить субсидии.
При этом нет никаких гарантий, что стоимость недвижимости оценят верно. Вся проблема в том, что государство ослабило контроль над оценщиками. У региональных администраций и Росреестра нет инструментов влияния на их деятельность. В законодательстве провозглашен принцип независимости оценки. К тому же (по федеральным стандартам) организации, определяющие стоимость того или иного объекта налогообложения, могут самостоятельно выбирать подход, методику и модели для определения кадастровой стоимости. Отсюда и разница в ценах. Но если сейчас расхождение в оценке одного и того же объекта составляет примерно 10%, то в кризисных условиях, по мнению депутата Госдумы Ивана Грачева, этот показатель вырастает до 30%.
Разумеется, собственник может оспорить результаты оценки через суд, но, во-первых, на это ему понадобится немало денег, сил и времени, во-вторых, даже если суд вынесет  решение в его пользу, налог он к этому времени заплатит с более высокой стоимости.
Общие методы кадастровой оценки, единые для всей страны, сегодня не определены, как и кадастровая стоимость земли. На разработку нормативов Минрегиону России потребуется время и деньги (причем сумма, превышающая доход в региональные бюджеты от новой схемы налогообложения). В федеральной целевой программе, разработанной Минэкономразвития России, уже заявлена сумма, необходимая для развития единой системы государственной регистрации прав и кадастрового учета - 62,8 млрд рублей. Эти деньги, как сообщается в документе, с лихвой окупятся через пять лет, к концу 2019 года, когда с недвижимости по прогнозам должно быть дополнительно собрано около 930 млрд рублей.
Однако расчет на повышенную ставку нового налога вряд ли оправдает себя. Ведь он затронет лишь совсем небольшую часть состоятельных граждан. Домов площадью свыше 1000 кв. м и рыночной стоимостью более 300 млн рублей, с которых рассчитывают получать значительные суммы в бюджет, в Московском регионе не более 0,1-0,3%, по России и того меньше. А фешенебельных квартир дороже 300 млн рублей в Москве меньше 100. Суммарную же стоимость недвижимости новый налог не учитывает. Не предусматривается и изменение ставки в зависимости от количества квартир. Более того, ничто не мешает состоятельным гражданам переписать недвижимость на свою фирму, юридическое лицо - и тогда налог будет взиматься не по кадастровой, а по инвентаризационной стоимости.
Но больше волнует другое. Не получится ли так, что с введением нового налога для значительной части россиян собственное жилье станет роскошью, как это случилось в прибалтийских республиках. Не исключено, что многие захотят деприватизировать свои квартиры, потому что платить за них будет нечем. 
Понятно, что на единый налог на недвижимость у властей особая надежда. Деньги от него так же, как и от существующих ныне налогов на имущество и на землю - начнут поступать на местный уровень в распоряжение муниципалитетов.
Поскольку новый налог будет в разы больше, то и местные бюджеты значительно поправятся. По предварительным подсчетам, сумма увеличится сразу в шесть раз - как за счет роста налоговых сборов, так и за счет выявления новых объектов налогообложения. Законопроект дает довольно четкие ориентиры и рекомендации, с чего и как собирать новый налог. Для его администрирования, как заявляют в ФНС, готовы все самые современные технологии: электронные интернет-сервисы и «личные кабинеты» налогоплательщиков, помогающие быстро, просто и из всех точек земли оплачивать налоги. Кстати, в прошлом году базу данных налоговых органов в результате сверок пополнили 348 тысяч объектов по налогу на имущество физлиц, 1,7 млн участков по земельному налогу, что и позволило увеличить собираемость налоговых платежей.
Но прежде чем вводить единый налог на имущество богатых и бедных, надо будет все еще раз просчитать, подготовить необходимые документы и законодательные акты. Ведь, надо полагать, пополняться местные бюджеты будут в основном за счет основной массы граждан, и так еле сводящих концы с концами. И здесь важно не перегнуть палку. Вот почему Минфин предлагает «запускать» новый налог в массы постепенно, в течение пяти лет по мере готовности регионов.
За это время можно будет отработать четкую схему по начислению налоговых ставок, устранить проявившиеся недочеты, провести подробный анализ того, как работают новые сборы на практике. Только так можно избежать возможных ошибок.
Сергей ПЕТРОВ, юрист

 

Категория: Правовое просвещение | Просмотров: 823 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2021
Яндекс.Метрика