Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 15:01

Главная » 2013 » Май » 8 » Награды, не нашедшие героев
11:51
Награды, не нашедшие героев
Все посетители музея-мемориала Великой Отечественной войны в Казанском кремле получили уникальную возможность просмотреть тысячи наградных листов офицеров и рядовых из Татарской АССР, которые семь десятилетий назад были представлены к высоким наградам. Как выяснилось, многие из наших земляков заслужили не только ордена и медали, но и звание Героя Советского Союза, но… это осталось достоянием только секретных документов. Завоеванные кровью и ценой самой жизни награды не нашли ни самих героев, ни их родственников
 Я уже писал о 13 татарстанцах, совершивших подвиг, названный в истории «подвигом Матросова». Лишь трое из них, названы Героями после того, как заслонили грудью вражеские амбразуры. Остальные получили посмертно лишь ордена. И то не все. 
Также без высокого звания остались 8 уроженцев нашей республики, совершивших огненный таран техники противника на подбитом самолете («подвиг Гастелло»). 
И каждый желающий может найти еще десятки наградных листов о представлении к званию героя на имя земляков на сайте «Подвиг народа». Расскажу лишь об 11 из них, кого пока удалось найти среди наградных листов.
Среди тех, кто был представлен к званию Героя, но не получил при жизни даже двух орденов - Кутузова и Красного Знамени - Савинов Петр Иванович, уроженец с.Рыбная Слобода. В свои 24 года он был командиром танковой роты 53-го танкового полка 69-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса. Погиб 4 марта 1944 года в бою за х.Затишье Ляховского района Каменец-Подольской области. 
Из писем Петра Савинова: «Дорогой брат Андрейка! Боевой привет тебе с фронта Отечественной войны, где ежечасно куется победа над столь ненавистным врагом - германским фашизмом. Близок час окончательного разгрома, изгнания его с родной земли. В этом у нас фронтовиков нет никаких сомнений, а поэтому мы смерти смотрим прямо в глаза, и она от нас бежит. Скоро 11 число, которое в январе было характерным для меня. Вкратце опишу:
В ночь на 10 с группой танков я прорвал оборону и совершил в тылу у них ночной марш. К 6 часам утра на большой скорости я ворвался в село, фрицы, конечно, все спали, как спят в тылу, не предвидя опасности. И тут-то началось у меня с ними знакомство (по счету третье). Не жалея хат, я наезжал на угол, и фрицы так там навечно засыпали, а те, что пытались спастись за счет ног, были раздавлены гусеницами. Здесь немцы оставили 200 машин. И так я жил у них 2 суток в гостях, перерезав им пути отхода, немцы сами заезжали в гости, а потом поднимали руки и дрожа подходили ко мне. 
Видя опасность, немцы предпринимали одну контратаку за другой. Силы у меня иссякали и только превосходящие в несколько раз силы заставили меня оставить деревню. Они тоже хотели отомстить за все. Правда, я остался с пистолетом в руках против танков на чистом поле, днем меня, конечно, спасла щель, заросшая бурьяном. Дождался ночи, мы 8 человек отправились в далекий тяжелый путь. Мысли были уже дома (т.е. в части), а фактически 15 км в тылу у противника. 
Я был ранен в голову, но чувствовал себя хорошо. Подошли к обороне, слышим родные голоса. Близок локоть, но его не укусишь. Потом немцы заметили нас, но не поняли и растерялись. И только когда мы уже уничтожили двоих и двоих забрали с собой и побежали, немцы открыли по нам огонь. Все вышли, и был ранен один. Здесь я тоже надеялся на него, уж больно хотелось к своим. Меня уже не считали живым.
При взятии Житомира я тоже со своими хлопцами ворвался в село, в котором фрицы оставили 150 автоматчиков, 60 повозок, 2 склада водки, много продуктов. У них было рождество, и они были все пьяны, население тоже напоили и насиловали женщин.
Не доезжая до этого села (когда я подъехал к перекрестку дорог) проходила колонна машин, я их пропустил и пристроился им сзади. Приехал справлять елку. Фрицы заходили в хаты, умывались, некоторые пели уже песни, кто раньше приехал. И как я открыл огонь, за час село уже было очищено. Я, браток, воюю все по тылам, меня так и зовут «тыловик». Хвалиться не буду, но в части меня любят, ценят. Сейчас награжден орденом Отечественной войны, медалью «За Отвагу», второй раз представили к герою Советского Союза. Но сейчас пока еще я не герой. Когда подпишет Михаил Иванович. Так что читайте газеты».
А вот как описывает те события ветеран войны К.А. Малыгин в своей книге «Идем к границе»:
«Утром 4 марта 1944 года после мощной артподготовки 70-я и 69-я мехбригады пошли в атаку, 71-я находилась во втором эшелоне, 226-я стрелковая дивизия шла за танками 53-го танкового полка полковника Д.Г.Суховарова. Противник почти не сопротивлялся, поспешно отступив километров на 10. Первую контратаку фашисты предприняли лишь у деревушки Окоп. Около 15 танков и батальон пехоты бросило вражеское командование, чтобы задержать наше наступление. В этом бою отличились самоходчики роты капитана П.И.Савинова. Командир, будучи на головной машине, установил, откуда бьют вражеские танки, и, не теряя ни секунды, принял смелое решение - атаковать их с фланга. Используя складки местности, офицер вывел установку во фланг противнику. Немцы не ожидали появления с этой стороны САУ. После первого же выстрела из моторного отделения вражеской машины повалили густые клубы черного дыма.
Экипаж второго танка, видя, какая участь постигла первый, заметался в поисках укрытия, развернулся, подставив борт под удар нашей самоходки. Еще один выстрел - и еще одна пораженная цель на счету у капитана.
Немецкие танкисты и пехота были явно растеряны. Огонь с фронта и с фланга смял их контратаку. Они затоптались на месте, затем повернули назад.
- Вперед! - скомандовал П.И.Савинов.
Уцелевшие танки, развернувшись, на полной скорости двинулись вспять, в укрытия.
Однако один из них вдруг круто развернулся, чуть прикрылся за бугорком и успел сделать оттуда несколько выстрелов. Один снаряд попал в машину младшего лейтенанта С.К.Кулинченко, подбил ее… Хотелось людям сделать доброе дело, но в поисках легкой цели они подставили свой борт под огонь вражеского танка и были жестоко наказаны. А экипаж САУ, который возглавлял капитал П.И. Савинов, вышел из боя невредимым. Из 7 подбитых танков 4 пришлись на его долю».
Остается лишь добавить, что погиб герой от осколка шального снаряда, прилетевшего со своей стороны в только что освобожденное от врага село. Может, именно поэтому звание Героя решили не давать, чтобы не пояснить, по какой причине погиб любимец полка.
Думаю, давно пора поднять вопрос о посмертном признании П.И.Савинова хотя бы Героем России.
Вот еще 10 солдат и офицеров, призванных с территории нашей республики и представленных к званию Героя Советского Союза, но так его и не получивших:
Гавриков Александр Иванович, 1924 года рождения, командир 60-й отдельной гвардейской разведроты 1-й гвардейской стрелковой дивизии. Призван Верхнеуслонским РВК ТАССР.
Гатауллин Максум (возможно, Магсут или Масхуд) Хуббатулович, 1924 года рождения, командир отделения 136-го отдельного мото-понтонно-мостового батальона. Призван Бавлинским РВК ТАССР.
Гибадуллин Абсалям Галилович, 1926 года рождения, гвардии рядовой, наводчик станкового пулемета 17-го гвардейского стрелкового полка 5-й гвардейской стрелковой дивизии. Призван Кукморским РВК ТАССР.
Зиннатуллин Асхат Зиннатулинович, 1922 года рождения, капитан, командир стрелковой роты 238-го стрелкового Плоньского полка 186-й стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии. Призван Кзыл-Юлским РВК ТАССР.
Колпаков Григорий Иванович, 1919 года рождения, командир стрелкового взвода 2-го стрелкового батальона 244-го стрелкового Брандербургского полка 41-й стрелковой Краснознаменной дивизии. Призван Бондюжским РВК ТАССР.
Мифтахов Амин Холяпович (вероятнее всего, Халяфович, Халялович), 1928 года рождения, командир башни танка Т-34 34-го танкового полка. Призван Ютазинским РВК ТАССР.
Мустафин Саид Нагмаджанович, 1918 года рождения, капитан, командир авиаэскадрильи 367-го Бомбардировочного авиационного Краснознаменного полка. Призван Буинским горвоенкоматом ТАССР.
Павлов Константин Петрович, 1920 года рождения, гвардии старший лейтенант, командир саперной роты 22-го гвардейского отдельного саперного ордена Богдана Хмельницкого батальона 6-го гвардейского механизированного Львовского Краснознаменного корпуса 4-й танковой армии. Призван Чистопольским РВК ТАССР.
Потапов Иван Тимофеевич, 1903 года рождения, командир 103-й танковой Севской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого бригады 3-го танкового Уманьского ордена Суворова корпуса. Доброволец 1-го добровольческого полка Казани.
Халяфиев Шамсы, 1914 года рождения, командир стрелковой роты 3-го мото-стрелкового батальона 13-й гвардейской механизированной Новобугской бригады. Призван Ютазинским РВК ТАССР.
Хотелось бы, чтобы откликнулись родные и близкие героев, чтобы выдать им, наконец, наградные листы с описанием подвигов и попытаться добиться справедливости.
Михаил ЧЕРЕПАНОВ, заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском Кремле

Категория: История страны | Просмотров: 2248 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика