Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N№1006 утверждены новые Правила
предоставления
медицинскими организациями платных медицинских услуг,
которые начнут действовать с 1 января 2013 года
Принимать новые Правила предоставления платных медицинских услуг
потребовалась для того, чтобы привести их в соответствие с нормами нового
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации». А пока постановление Правительства РФ №1006 не вступило в силу,
продолжают действовать Правила предоставления платных медицинских услуг
населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановление Правительства
РФ от 13 января 1996 года.
Так чем же отличаются новые Правила от пока еще действующих?
Начнем с того, что новые Правила предоставления платных медицинских услуг
потяжелели, теперь документ, вместо трех с половиной страниц составляет шесть.
Одно это уже говорит о том, что его составители старались
как можно подробнее расписать порядок взаимодействия медучреждения и пациента
при оказании и получении платных медицинских услуг.
И действительно, в новых Правилах очень подробно прописаны
условия предоставления платных медуслуг, отношения между исполнителем,
заказчиком и пациентом, порядок заключения договора и оплаты услуг, а также
ответственность исполнителя (медучреждения) и порядок контроля за его
деятельностью в этой сфере.
В Правилах описаны условия, на которых медицинские
организации, участвующие в реализации Программы государственных гарантий
оказания бесплатной медпомощи,утвержденных постановлением Кабинета министров
Республики Татарстан от 24.12.2011 года №1063/1 с изменениями (в редакции
постановления КМ РТ от 11.08.2012 года №698 могут оказывать платные услуги.
Указан порядок предоставления полной информации о платных услугах, которая
должна быть доступна пациентам на сайтах медучреждений и на специальных стендах
или информационных стойках. Эта информация должна содержать не только полный
перечь платных услуг и их цену, но и сведения о медицинских работниках их
оказывающих, режим работы учреждений и график приема специалистов, адреса и
телефоны, как самого учреждения, так и служб по надзору в сфере здравоохранения
и защиты прав потребителей и благополучия человека.
В документе также подробно описан порядок заключения
договора и оплаты медицинских услуг. Определено, что цены на платные услуги для
казенных и бюджетных медицинских учреждений назначают учредители, а все прочие
(то есть автономные и коммерческие поликлиники и больницы) могут устанавливать
их самостоятельно.
Важно, что при оказании платных услуг должны соблюдаться те
же порядки и стандарты медпомощи, что и при бесплатной помощи. В документе
приведен перечень услуг, которые могут по желанию потребителя оказать ему за
деньги сверх программ бесплатной помощи. Например, индивидуальный пост при
лечении в стационаре, замена лекарств из перечня жизненно необходимых и
важнейших препаратов на другие (за исключением случаев, когда их заменяют из-за
непереносимости или по другим медицинским показаниям), при анонимном лечении и
т.п.
Но самое главное, теперь, перед оформлением договора на
оказание платных медицинских услуг
пациенту должна быть предоставлена полная информация о возможности
получить ту же услугу бесплатно в рамках Программы государственных гарантий
медпомощи. Таким образом, законодатель пытается поставить заслон навязыванию
платных медицинских услуг. Больной должен сделать осознанный выбор: получить
услугу платно или бесплатно. А для этого он должен иметь достоверную
информацию. И теперь медики обязаны ее предоставить, поскольку это закреплено
законодательно.
По требованию пациента при заключении договора на оказание
платных медицинских услуг может быть составлена смета. И если при
предоставлении платных услуг требуется предоставление на платной основе
дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, то медики
обязаны предупредить и об этом.
По новым Правилам, без согласия пациента они не в праве
предоставлять дополнительные платные медицинские услуги. Но если вдруг во время
получения платных процедур или манипуляций пациенту стало плохо и ему
потребовалась дополнительная медицинская помощь, так сказать, по экстренным
показаниям для устранения угрозы жизни, то вся эта помощь должна быть оказана
бесплатно. Этих подробностей в прежних Правилах не было.
Всем, кому приходилось сталкиваться с прохождением разного
рода медицинских обследований, на своем опыте хорошо знают, что пока все мы
находимся в унизительной позиции просителя. Часто приходится либо ждать помощи
в длинной очереди, либо платить за нее.
Изменится ли что-то с введением новых Правил предоставления
медицинскими организациями платных медицинских услуг, пока судить сложно. Но
ясно одно - попытка ограничить аппетиты тех, кто хотел бы зарабатывать на
пациентах, сделана.
Конечно, многое будет зависеть от позиции контролирующих
органов. Кстати, в Правилах они, то есть контролирующие органы, тоже
перечислены. Но надо, чтобы граждане сами четко знали свои права и требовали
того же от медиков и не боялись обращаться за защитой своих интересов не только
в официальные инстанции, но и в суд.
Ирина СИБИРЯКОВА
|