Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 12.12.2018, 14:57

Главная » 2011 » Февраль » 11 » Полоса препятствий
12:44
Полоса препятствий
Член Совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации Александр Лысенко много лет занимается проблемами инвалидов. Вот его мнение о сегодняшнем состоянии доступности среды для людей с ограниченными физическими возможностями
Число инвалидов в стране превысило 13 млн человек - это почти каждый десятый житель России. Власть признает важность проблемы, и в Минздравсоцразвития в 2010 году восстановлен упраздненный было департамент по делам инвалидов. Образован Совет по делам инвалидов при Президенте России и аналогичные советы при главах регионов. Но мне более важным кажется не соблюдение внешних «форм», а «содержание» принимаемых решений. Здесь масса спорных моментов. Например, мы так и не смогли уйти от медицинской модели инвалидности, когда ее причины по-прежнему видятся в болезни человека, а не в барьерах окружающей его среды. До сих пор средства реабилитации предоставляются инвалидам по «медицинским показаниям». Отчасти это оправданно (например, когда речь идет о протезах конечностей). Но сегодня даже одежда для инвалидов относится к «изделиям медицинского назначения». Абсурд!
Официальной концепции государственной соцполитики в отношении инвалидов нет. А когда нет стратегии, нет и оснований для «пробивания» необходимых финансовых ресурсов. При этом забывают, что права людей универсальны и неделимы по признаку здоровья. Заявления о том, что, например, здание реконструировано без учета потребностей инвалидов, т.к. не выделены дополнительные средства, звучит как минимум дико. Будто у нас две страны и два бюджета: один для здоровых, которым принадлежит монопольное право на жизнь, а другой, извините, убогий - для инвалидов.
В последнее время, надо признать, государство стало выделять больше средств. Но социологи говорят, что две трети инвалидов не ощущают позитивных сдвигов, и практически все (95 процентов) считают, что государство мало о них заботится. Почему?
Во-первых, деньги решают далеко не все. Если поход в собес превращается в мучение, потому что на кресле-коляске туда не въехать, если для получения ортопедической обуви человеку с больными ногами приходится добираться в другой конец города, то это связано не с деньгами, а с никудышной организацией социальной работы.
Отдельный разговор - учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Инвалиды жалуются, что повсеместно эти специально созданные для работы с ними учреждения придерживаются принципа «не пущать». А ведь никаких иных функций, кроме как установить человеку инвалидность и предложить ему программу реабилитации, то есть реальной помощи, у МСЭ нет. При этом 2,5 тысяч учреждений МСЭ и их филиалов, которые решают судьбу 13 млн человек и распределяют многомиллиардные средства на их соцобеспечение, при существующем уровне их господдержки сами находятся «при смерти».
Во-вторых, система соцподдержки инвалидов «съедает» огромные деньги, но по-прежнему не «заточена» на комплексную реабилитацию. Сегодня у нас применяется не более 35 процентов известных в мире инновационных методов и средств возвращения инвалида к активной жизни. Может, именно потому в России до сих пор работает лишь один инвалид из 10, что в 3-5 раз меньше, чем в США и Европе.
24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Думаю, ратификация состоится в 2011 году. Или даже в 2012 году. И к этому надо быть готовыми. Один из инструментов - госпрограмма «Доступная среда на 2011-2015 годы». Но, по-моему, документ в том виде, который выносится на обсуждение в правительстве, трудно отнести к госпрограмме, в которой были бы сконцентрированы все  основные  направления создания  доступной среды.
Ключевой момент - финансы. В проекте федерального бюджета в течение трех последующих лет на программу предусмотрено выделять ежегодно 2,3 млрд рублей. В 2009 году только в Москве на переустройство городской среды для людей с ограниченными возможностями было потрачено в несколько раз больше. И ведь результаты видны - плавные съезды с тротуаров на «зебру» появились почти повсеместно. В масштабах страны же эти два миллиарда, боюсь, растворятся бесследно.
Резюме. При существующих уровнях финансирования отставание России от ведущих мировых держав в вопросах реализации гражданских прав инвалидов сохранится. Хотя есть предпосылки к тому, чтобы справиться с проблемой в течение 10-15 лет. Но для этого необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных и неравнодушных. Я имею в виду прежде всего изменение общественной и политической идеологии. Политические решения должны проецироваться на все общество и отвечать интересам инвалидов наравне с другими людьми. Должна быть создана «критическая масса»  общественного  мнения, которая будет стимулировать и нацеливать  власть, бизнес и общество на решение проблем инвалидности. И главное, все это должно найти отражение в госпрограмме «Доступная среда».
Категория: Инвалид и общество | Просмотров: 1477 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2018
Яндекс.Метрика