Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 02:52

Главная » 2014 » Май » 8 » Пропавших нет, есть без вести погибшие
12:27
Пропавших нет, есть без вести погибшие

25 лет назад страна узнала от казанских студентов правду о пропавших без вести красноармейцах. С 28 апреля по 9 мая 1989 года 
состоялась Первая Всесоюзная поисковая экспедиция под руководством ЦК ВЛКСМ, целью которой впервые было захоронение останков солдат, погибших на Волховском фронте, у печально известной станции Мясной Бор под Великим Новгородом

Вот как описаны те события в Большой Российской энциклопедии (Памяти павших. Великая Отечественная война. Москва, 1995 г.), в статье ветерана войны, руководителя Ассоциации поисковых отрядов России Ю.М.Иконникова «Пока не похоронен последний солдат»:
 «В августе 1988 года руководители поискового объединения Казанского госуниверситета «Долина» организовали за счет участников первую в истории поискового движения крупномасштабную экспедицию. Около 500 поисковиков из различных областей страны 10 дней работали под Новгородом на местах боев 2-й Ударной армии. В результате их усилий 3500 останков павших обрели покой в воинских могилах…
Родилась мысль о целесообразности реорганизации Всесоюзной Вахты Памяти в рабочие сводные поисковые экспедиции на местах боев. Первая такая Всесоюзная Вахта Памяти открылась 28 апреля 1989 года в районе деревни Мясной Бор под Новгородом.
Готовились к ней тщательно. Комсомол выделил финансовые средства. Вооруженные силы оборудовали 3 лагеря - поставили палатки, кухни, бани, дали связь, колесные и гусеничные вездеходы. Безопасность работ обеспечивала рота саперов. Позаботилась армия и о снабжении продуктами питания. Казалось, что предусмотрено все. Одного не учли устроители - энтузиазма молодежи. Когда вместо расчетных 700 прибыло около 2 тысяч искателей, пришлось вносить серьезные поправки. 
Сводная экспедиция отработала 10 дней. Были торжественно преданы земле останки 3189 воинов. Впервые в поиске участвовали представители средств массовой информации, давшие возможность широкой общественности прочитать, услышать, увидеть, что такое проблема «забытого солдата». Наконец-то, не только поисковики, но и простые люди, многие руководители поняли, что поисковые работы должны вестись не по принципу «кто как может», а по единой государственной системе увековечения памяти павших.
О проблеме «забытых солдат» заговорили во весь голос. Ее обсудили на коллегии Министерства обороны. Министр подписал директиву об оказании помощи поисковому движению. 
Тогда выяснилось, что энтузиасты не только ищут с лопатами и хоронят останки, но и составляют списки, книги, увековечивающие имена не вернувшихся с войны земляков, тысяч безвестно лежащих под множеством мемориалов и обелисков. Сотни энтузиастов работают над составлением Всесоюзной Книги Памяти, постановление о создании которой было принято ЦК КПСС за три месяца до начала новгородской Вахты.
Новгородская Вахта Памяти-89 установила ставшую традиционной дату открытия Вахт Памяти - с 28 апреля по 9 мая, на заранее определенных территориях и боевых рубежах. Обзор главных экспедиций Вахт Памяти дает возможность наглядно представить полезность и нужность поискового движения.
В 1988 году в Новгородской области работает экспедиция в составе 500 человек, захоронено 3500 воинов.
В 1989 году  в Новгородской области работает экспедиция в составе 2000 человек, захоронено 3189 воинов, установлено более 200 имен.
В 1990 году  в Вяземском, Сычевском, Гагаринском районах Смоленской области работают 3 экспедиции по 1000 человек, захоронено 4300 воинов. Всего за полевой сезон захоронено 23459 воинов, установлено 1441 имя.
1991 год -  в Новгородской, Мурманской, Ленинградской, Смоленской, Калужской, Воронежской, Курской, Киевской, Запорожской, Харьковской, Крымской, Житомирской, Витебской областях работают экспедиции с участием 8000 поисковиков. Захоронено и перезахоронено 18532 воина, установлено 1700  имен.
1992 год - экспедиции в Мурманской, Ленинградской, Смоленской, Калужской, Воронежской, Курской областях в России; Киевской, Харьковской, Запорожской, Крымской, Житомирской - на Украине; в Витебской и Минской - в Белоруссии около 1500 участников предали земле останки 8727 воинов.
1993 год - в Мурманской, Ленинградской, Тверской, Калужской, Воронежской, Курской, Орловской, Новгородской, Брянской областях захоронено 1200 воинов...
На помощь экспедициям выходили отряды из «тыловых» районов: «Прометей» из Узбекистана; Целинограда, Акмолинска, Хромтау - из Казахстана; российские - из Татарстана, Архангельска, Череповца, Кандалакши, Амурской обл., Каменск-Уральского, Екатеринбурга, Ижевска, Кирова, Тамбова, Липецка, Новосибирска, Омска...
...Руководитель казанских поисковиков Михаил Черепанов, ставший заместителем редактора республиканской Книги Памяти Татарстана, создал и внедрил систему и технологию комплексного поиска на местах боев и в архивах, позволившего расширить Книгу Памяти республики и помочь другим территориям внести в свои Книги Памяти 270 000 имен воинов, числящихся безвестными или отсутствовавшими в воинских документах военкоматов, картотеках местных органов власти и архивов. Настоящий компьютерный цех удалось ему создать для этой цели». 
Что изменилось за четверть века? Практически во всех регионах фронтовых действий времен Великой Отечественной войны проводятся большие и малые поисковые экспедиции. Где-то при поддержке местных властей, а где-то, как и прежде, безвозмездными усилиями самих поисковиков. Найдены и захоронены впервые останки более полумиллиона советских солдат и офицеров, считавшихся до XXI века пропавшими без вести. Проблемы юридического, финансового, технического и кадрового обеспечения проведения Вахт Памяти - тема особая. Сегодня хотелось бы сказать о главном.
Как и 25, 70 лет назад подавляющее большинство погибших на фронтах Второй мировой войны советских (а значит в основном - российских) солдат и офицеров юридически считаются «пропавшими без вести». По стране - это более 5 миллионов, в Республике Татарстан - более 190 тысяч человек. 
И до сих пор нет в России государственной структуры, которая ежедневно и скрупулезно, на высоком квалифицированном уровне возвращала бы доброе имя тем, кто не был предателем и дезертиром. Тем, кто погиб в окружениях 1941-1942 годах, при форсировании рек и болот, умер в плену и госпиталях, но по чисто техническим причинам считается «пропавшим». Так и не было политического решения на высшем государственном уровне до конца разобраться - кто из невернувшихся с фронта - предатель, а кто - погибший. Поэтому клеймо коллаборационистов стоит не только на тех 700 тысячах военнослужащих Красной армии, которые действительно приняли присягу верности Гитлеру, но и на 4 млн 300 тыс  погибших.
Россия (как и все бывшие республики СССР, кроме Туркмении) - так и не приняла государственного решения о признании погибшими тех, на кого нет фактов, свидетельствующих о предательстве или дезертирстве.
27 февраля 2014 года на заседании Общественной палаты РФ представители Министерства обороны РФ вновь подтвердили неуклонную позицию - считать все 5 миллионов «пропавших» на фронте потенциальными предателями. Единственная причина такой «принципиальности» в том, что признавая солдата погибшим, нужно менять и статус его наследников. Они по закону имеют право на существенную прибавку к пенсии и социальные льготы. Именно эти долги и не хотят возвращать госчиновники.
А что касается Татарстана, розыск 190 тысяч так называемых «пропавших» земляков изо дня в день ведут, к сожалению, не официально уполномоченные на эту работу Правительством РТ и финансируемые из бюджета отряды ОМО «Отечество», а волонтеры-школьники. Координируемые Казанским городским Клубом воинской влавы при Музее-мемориале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Национального музея РТ, юные архивисты на сайтах интернета находят долгожданные факты о погибших и передают их семьям фронтовиков. 
Для этого приходится порой в ходе Маршей Памяти ездить по районам Татарстана и проводить обзвон сел и поселков. Так ежегодно возвращается доброе имя сотням дедов и прадедов. Но разве могут школьники осилить огромную государственную задачу - розыск сведений о гибели 190 тысяч призванных на фронт? Необходим специальный Указ Президента РТ, который бы предусматривал квалифицированную координацию, финансовое, материальное  и методическое обеспечение сложнейшей деятельности по розыску «пропавших» земляков. Иначе не только 70-летие, но и XXII век мы встретим так и не признав погибшими пропавших без вести защитников Отечества и не узнав об их судьбе. Ждать еще 100 лет?
Михаил ЧЕРЕПАНОВ, заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском Кремле
На фото: Памятник погибшим. Братское кладбище на ст.Мясной Бор. 
Первое захоронение останков в Мясном Бору. 1990 год. 
Поисковики за работой.

Категория: История страны | Просмотров: 2021 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика