Ребенок-инвалид, как и все дети на земле, имеет:
- Право на жизнь.
- Право на воспитание в семейном окружении.
- Право на получение бесплатной медицинской помощи.
- Право на образование.
- Право не подвергаться жестокому или унижающему обращению.
Кроме того, ребенок-инвалид имеет:
- Право на реабилитацию.
- Право на санаторно-курортное лечение.
- Право на обеспечение специальными средствами передвижения.
- Право на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры.
Дети-инвалиды имеют и многие другие права, гарантированные российским и международным законодательством. Мы решили начать публикацию о правах и льготах, положенных детям-инвалидам и воспитывающим их семьям, с основных международных документов. Поскольку эти документы довольно обширны, то мы приводим лишь извлечения из них.
Декларация прав ребенка
(Провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года)
(Извлечение)
Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности... и стать полезным членом общества.
Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования
(Принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года)
(Извлечение)
...Статья 1.1. В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение..., которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства в области образования, и, в частности:
а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;...
Это дает основание требовать для «особого» ребенка возможности присутствия в классе или группе детского сада хотя бы на части занятий или режимных мероприятий (ред.).
...d) положение, не совместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.
...Статья 3. ...Государства... обязуются:
а) отменить все законодательные постановления и административные распоряжения, и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;...
d) не допускать в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи, никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе...
Статья 4. Государства... обязуются...:
...с) поощрять или развивать подходящими методами образование лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования в соответствии со способностями каждого.
Статья 9. Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.
Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 года
(Принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года)
(Извлечение)
1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.
2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
3. Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.
4. В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
Декларация о правах инвалидов
(Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года)
(Извлечение)
2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.
3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.
4. Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица; пункт 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих прав в отношении умственно неполноценных лиц...
Продолжение следует
|