Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 16.10.2018, 03:30

Главная » 2018 » Август » 24 » Закон о культуре нужен
14:13
Закон о культуре нужен

Президиум Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам  рассмотрел национальный проект в сфере культуры. «Прежде всего, конечно, надо сделать богатейшую культуру нашей страны более доступной и для российских граждан, и для иностранных гостей», - сказал Дмитрий Медведев

По словам премьера, для этого планируется провести реконструкцию и техническое переоснащение более чем 3,5 тысячи объектов культуры.
«При этом речь идет как о наших жемчужинах истории, культуры, архитектуры, которые привлекают туристов со всего мира, так и об обычных домах культуры, кинотеатрах, библиотеках в малых городах, отдаленных территориях, чтобы люди, которые там живут, не были оторваны от культурной жизни страны», - подчеркнул премьер.
Для решения этой задачи также предстоит провести цифровизацию культурной сферы, в том числе создать 500 виртуальных концертных залов. Министр культуры Владимир Мединский уточнил, что речь идет о трансляции культурных мероприятий через интернет.
Другой целью национального проекта Дмитрий Медведев назвал раскрытие творческого потенциала людей и предоставление им возможности продемонстрировать свои таланты как в России, так и за рубежом. «Должна быть создана эффективная система поощрения одаренных детей и молодежи в виде конкурсов, фестивалей, грантов, обучения и стажировок», - поставил задачу глава кабмина. Среди примеров такой поддержки - создание национального молодежного симфонического оркестра, проекты по сохранению традиций народов России и в сфере патриотического воспитания.
 Вопрос о необходимости создания полноценного закона о культуре с новой остротой вернется в повестку дня работы законодательной и исполнительной власти.
Проблема в том, насколько быстрой и успешной будет эта работа, которая, казалось, могла бы быть завершена вскоре после принятия «Основ государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 года. Но этого не произошло, что еще раз убеждает в сложности создания закона, который должен удовлетворить интересы граждан, профессионального сообщества и бюрократии от культуры.
О необходимости создания нового закона о культуре говорят давно. В очередной раз об этом заговорили после того, как 18 декабря 2006 года вступила в действие 4-ая часть Гражданского кодекса РФ. Именно после завершения работы над Гражданским кодексом, стало ясно, что дополнениями и изменениями в «Основы законодательства о культуре», которые были приняты еще в ноябре 1992 еще Верховным Советом РФ, уже не обойтись.
За 26 лет, прошедших со дня вступления в силу «Основ законодательства о культуре», по разным причинам было прекращено действие десяти статей этого закона, суть и дух которого отражали романтический период строительства новой российской демократии. При этом он не потерял актуальности и действенности ни после принятия Конституции 1993 года, ни в последующие годы, когда разнопартийным депутатам и сенаторам 1990-х в острейшей политической борьбе приходилось практически с нуля создавать новую правовую систему Российской Федерации. В том числе в области культуры.
Основы законодательства о культуре гарантировали важнейшие свободы, которые затем нашли отражение в Конституции России - свободу творчества и свободный доступ к культурным благам для всех граждан многонациональной России. Они отражали новый выплеск творческой энергии и гражданских инициатив в сфере искусства и культуры. Это был период, когда в атмосфере демократического подъема рождались новые театры, оркестры, музеи, киностудии, художественные галереи, телерадиокомпании, издательские и рекламные дома. 
Не менее важно, «Основы» помогали защищать - с разной степенью успешности - учреждения культуры, ее работников, саму культуру, если угодно, от формирующихся рыночных отношений на стадии «дикого капитализма». Какие бы высокие социальные цели ни декларировали политики, приходилось решать прагматические проблемы. Ни одна страна в истории не проходила столь быстрыми темпами трансформацию от жестко централизованного  социалистического строя с плановой экономикой к подобию буржуазного государства либерального толка. Потому многое - при отсутствии средств и ничтожных мировых ценах на энергоресурсы - делали методом проб и ошибок, опасаясь шоковой терапии и понимая, что без нее не удержать экономику.
В середине 90-х экономический блок правительства по отношению к культуре занимал вполне внятную позицию: «средств на культуру нет».
 Складывались целые сегменты экономики культуры, готовые пуститься в свободное плавание, от книгоиздательства до шоу-бизнеса. Но радикальное изменение (и ослабление) позиций государства как главного заказчика в сфере культуры приводило в замешательство большинство творческих деятелей, выросших и получивших профессиональную подготовку в СССР. Рухнула система советских творческих союзов, члены которых имели весьма серьезные льготы в обмен на идеологическую поддержку (или хотя бы лояльность) государства. Некогда уважаемые и привилегированные граждане стали по сути бесправными свободными художниками. 
Некогда могущественные профсоюзы распродавали объекты социальной сферы, в том числе дома культуры, библиотеки. Предприятия при приватизации «сбрасывали» непрофильные активы, в первую очередь заводские библиотеки, клубы, музеи.
Вновь создаваемые религиозные общины стали предъявлять в большинстве своем справедливые требования к государству, требуя возврата имущества, некогда принадлежащего храмам, мечетям, синагогам, дацанам. А это грозило изъятиями из музейных и библиотечных коллекций, целостность которых никак не регулировалась законодательно. И хотя Указ Президента от 30 ноября 1992 года №1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» создавал правовую защиту для десятков лучших музейных и библиотечных коллекций страны, подавляющее количество собраний было абсолютно беззащитно - и не только перед исполнительными властями. 
Д. С. Лихачев настаивал на законодательном утверждении Декларации прав культуры, ее проект он представил 1 сентября 1995 года. С тех пор прошло много времени, проблема культурного развития России по-прежнему остается острой - не хлебом единым жив человек.
Людмила ИВАНОВА

Категория: Передовица | Просмотров: 85 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2018
Яндекс.Метрика