Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 00:53

Главная » 2015 » Май » 15 » Выдержки из Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год
12:47
Выдержки из Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год

Чтобы доказать инвалидность, надо иметь железное здоровье
Проблемы в установлении инвалидности и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья связаны со сложными процедурами и неудобством их прохождения. Порой это требует больших физических затрат и душевных сил.
По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, численность лиц, состоящих на учете и получающих пенсию по инвалидности в системе Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 году, составила 12 550 миллионов граждан (1,5 миллиона человек - инвалиды I группы, 6,4 миллиона человек - II группы; 4,2 миллиона человек - III группы, 590 тысяч детей-инвалидов).
Количество людей с инвалидностью неуклонно сокращается, что, на первый взгляд, должно являться позитивной тенденцией. Глубокий, непредвзятый анализ, в результате каких факторов это происходит, еще предстоит, но один из них очевиден: далеко не все потенциальные инвалиды способны преодолеть многочисленные барьеры на пути к установлению инвалидности.
 К сожалению, пока в системе медико-социальной экспертизы сохраняются бюрократизм и субъективный подход к делу. Процедуры установления инвалидности, переосвидетельствования, разработки индивидуальной программы реабилитации продолжают оставаться весьма сложными и длительными.
Однако есть все основания полагать, что новые классификации и критерии, разработанные в рамках мероприятий Концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья), должны обеспечить объективность и достоверность оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов.
Эффективность же практического применения указанных классификаций и критериев можно будет оценить только по прошествии определенного времени и по результатам мониторинга ситуации с установлением инвалидности при новом правовом регулировании, в том числе с участием Уполномоченного и институтов гражданского общества.
Одним из важных аспектов качественного функционирования системы медико-социальной экспертизы является обеспечение физической и информационной доступности ее объектов, а именно - оборудование зданий и помещений, в которых проводится медико-социальная экспертиза, соответствующими приспособлениями для инвалидов по зрению, по слуху, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Неоправданные ограничения для людей с ограниченными возможностями здоровья
Нельзя признать удовлетворительной ситуацию с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации со стороны Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации.
В их числе - несвоевременное обеспечение инвалидов этими средствами, их ненадлежащее качество, в том числе из-за устаревших технологий производства, необоснованные отказы органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) в выплате инвалидам компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, сложный «маршрут» получения инвалидом технических средств реабилитации.
Вмешательство Уполномоченного, его обращения в ФСС России позволили решить ряд вопросов обеспечения инвалидов, которые безуспешно в течение длительного времени пытались самостоятельно реализовать свое право на протезы и другие технические средства реабилитации и получить компенсацию за самостоятельно приобретенные такие средства (так, инвалиды Ф. и Ф., проживающие в Пензенской и Ленинградской областях, были обеспечены протезами нижних конечностей, инвалид И. из Москвы получила направление на эндопротезирование коленного сустава, а инвалид Б. из Самарской области - компенсацию за самостоятельно приобретенную ортопедическую обувь и др.).
Барьеры на пути к безбарьерной среде
Возможности передвижения для инвалидов и других маломобильных групп населения по-прежнему характеризуются низким уровнем доступности.
В декабре 2014 года принят социально значимый Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.14 №419-ФЗ.
Данным Федеральным законом с учетом статьи 5 Конвенции о правах инвалидов (ООН) в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» введена чрезвычайно важная норма о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и сформулировано определение данного вида дискриминации (общеизвестны нашумевшие в СМИ случаи, когда инвалидов не пускали в самолеты, кафе и магазины).
Одной из наиболее острых является и проблема трудоустройства инвалидов. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составляет примерно 31,9% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста. С целью разрешения данной проблемы для инвалидов, способных и желающих работать, необходимо создание условий, при которых они смогут трудоустроиться на адаптированные к их особым потребностям рабочие места.
По-прежнему актуален вопрос отсутствия технической приспособленности жилых зданий под нужды инвалидов, из-за чего они лишены возможности выйти из домов, в которых проживают, реализовать право вести самостоятельный, независимый образ жизни, установленное статьями 9 и 19 Конвенции о правах инвалидов (ООН). Данная проблема неоднократно освещалась Уполномоченным в его ежегодных докладах.
К сожалению, существует устойчивая проблема приспособления под нужды инвалидов зданий старой постройки, например, пятиэтажных «хрущевок». Органы государственной власти и местного самоуправления не в состоянии решить многие вопросы по приспособлению лифтов и лестниц в жилых домах для беспрепятственного перемещения инвалидов, поскольку для этого отсутствует техническая возможность. Планировка многих квартир также не позволяет приспособить их под нужды проживающих в них инвалидов.
В этой связи необходимо искать иные пути решения данной проблемы. Например, переселением инвалидов из домов, в которых отсутствует указанная техническая возможность, в специально приспособленное жилье, в квартиры на первых этажах. Положительный опыт по переселению инвалидов-колясочников в специально адаптированные квартиры на первом этаже в домах-новостройках имеется в Республике Татарстан.
Через формулы - к пенсиям
Для абсолютного большинства россиян остаются непонятными методики расчета пенсий и механизмы подтверждения трудового стажа.
В бюджетном послании Президента России Федеральному Собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» глава государства отметил необходимость повышения уровня прозрачности пенсионной системы, в частности, пенсионная формула должна быть стабильной, понятной как работодателям, так и гражданам. С января 2015 года в рамках очередной пенсионной реформы вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии».
По-прежнему актуальна проблема реализации права на получение пенсий, исчисленных из среднемесячного заработка, для граждан, чьи первичные документы о заработке за период до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования утрачены в результате военных действий, стихийных бедствий, халатности работодателей, работников архивов и иных причин.
Из-за невозможности исчисления пенсий из среднемесячного заработка, полученного в период работы указанных граждан, пенсии им устанавливаются в минимальных размерах. Вместе с тем реализация данного принципа, не затрагивающая индивидуального характера трудовой деятельности гражданина, позволила бы в большей мере защитить права граждан, не имеющих возможности подтвердить свой среднемесячный заработок по независящим от них причинам.
К сожалению, они все чаще уходят из жизни...
В целях безусловного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в период с 2008 по 2013 годы выделено 286,3 миллиарда рублей, что позволило обеспечить жильем 272 885 ветеранов Великой Отечественной войны. Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий в 2014 году были предусмотрены в объеме 9 миллиардов рублей, что позволяло обеспечить жильем не менее 8000 человек.
Вместе с тем обращения граждан свидетельствуют о необходимости устранения недостатков правового регулирования по вопросу использования членами семьи ветеранов единовременной денежной выплаты, предоставленной на строительство или приобретение жилого помещения, но не реализованной по целевому назначению по причине смерти ветерана.
В июне 2014 года Уполномоченным было представлено Президенту Российской Федерации предложение о разработке законопроекта, предусматривающего внесение необходимых изменений в названный Федеральный закон, а именно в его статью 23.2. В дальнейшем был предложен вариант проекта федерального закона, предусматривающего предоставление права на реализацию перечисленной на счет ветерана Великой Отечественной войны выплаты, но не использованной им при жизни, - для проживающих совместно с ним членов семьи, только в случае если после смерти ветерана у них сохраняются основания для улучшения жилищных условий.
«Дети войны»: непризнанный статус
На протяжении многих лет к Уполномоченному поступают предложения о законодательном установлении правового статуса поколения детей войны и установления для них мер социальной поддержки. Инициаторами выступают как руководители общественных организаций, представляющие интересы граждан, переживших военное детство в годы Великой Отечественной войны, так и пенсионеры, именующие себя «детьми войны».
В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия «дети войны». За последние годы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесено множество различных законопроектов, направленных на установление правового статуса данной категории граждан с предоставлением социальных гарантий. В большинстве своем они были отклонены.
В ряде субъектов Российской Федерации региональным законодательством установлены меры социальной поддержки граждан бывших в годы Великой Отечественной войны несовершеннолетними.
В январе 2014 года с предложением проинформировать о своей позиции по вопросу установления правового статуса людей, в раннем возрасте переживших войну, и предоставления им мер социальной поддержки, Уполномоченным было направлено обращение к полномочным представителям Президента РФ в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Дальневосточном и Южном федеральных округах и к главам 13 субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из поступивших ответов, позиция правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в основном сводится к необходимости выработки на федеральном уровне единых критериев, на основании которых граждане могут быть отнесены к категории «дети войны», и установления единого подхода к предоставлению им дополнительных к существующим мер социальной поддержки.
Предложения Уполномоченного, согласно полученным ответам, направлены Председателю Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов для включения в уже находящиеся на рассмотрении законопроекты.
Элла ПАМФИЛОВА, Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииМосква, 2015

 

Категория: Правовое просвещение | Просмотров: 1160 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика